Третий пол катуэй: трансгендерная субкультура Юго-восточной Азии
Многих российских туристов очень удивляет и даже веселит картина, когда им приходится узнать (что нелегко, и порой невозможно без посторонней подсказки) в молодой тайской леди… мужчину. Действительно, в Тайланде, как впрочем, и практически во всех странах Юго-восточной Азии, нередко можно наблюдать такое явление, приобретшее в последние 15-20 лет особенно широкое распространение. Но на самом деле, трансгендерная субкультура имеет давние (если не сказать древние) корни в этом регионе мира и, более того, не вызывает не только никакого удивления у местного населения, но даже и повышенного ажиотажного внимания к таким персонам. Более того, тайцы, лаосцы, кхмеры, и, особенно бирманцы, относятся к «ледибой», как называют их иностранцы, так же спокойно и доброжелательно, как и ко всем остальным своим соотечественникам, никак не выделяя их. В Азии такие люди не являются изгоями общества. Тут нельзя даже говорить о терпимости общества к ним, просто они – такие же люди и ничего неординарного в таком явлении никто не усматривает. Одним словом, то, что для иностранца в Азии представляет ажиотажный интерес и кажется экзотикой, для местных жителей обычное повседневное явление, не привлекающее никакого особенного внимания. В этом есть весьма существенное различие между традиционным восприятием трансвестизма в странах Европы и в странах Азии.
Сразу же оговорюсь, что катуэй (กะเทย это слово распространилось по странам всей Юго-восточной Азии, придя первоначально из кхмерского языка; по-тайски их ещё также называют «пет ти сам» или «пуйинг») встречаются двух типов: анатомические перверсы, изменившие пол путём гормонального терапевтического вмешательства, либо радикально путём хирургических изменений (по-тайски – «випарит»), и те, кто идентифицируют сами себя людьми с преобладающим женским началом над мужским и ограничиваются девиациями во внешних самовыражениях – изменение голоса, манер, жестикуляции, интонации, причёски, одежды, косметики и проч. (по-тайски – «бьянг-бен»).
В социальном аспекте надо отметить, что катуэй традиционно заняты в сферах применения женского труда и чаще всего работают продавцами в магазинах, официантами в кафе и ресторанах, парикмахерами и специалистами по макияжу. Многие также работают в сфере туризма и развлечений в качестве гидов, офис-менеджеров туристических компаний и гостиниц, как танцовщики (танцовщицы) в диско-барах, кабаре-барах и, особенно в барах A GO-GO. Особенно известными во всём мире и престижными являются знаменитые театры-кабаре Алказар и Тиффани, находящиеся в Паттайе. Только не надо думать, что эти шоу представляют собой нечто скабрезное. Ничего подобного. Это очень яркие и красочные костюмированные представления в различных эстрадных жанрах. Я бы даже сказал, что эти шоу много скромнее, чем Парижский Мулен Руж. Особенно феерично выглядит мультиэтническое шоу. Более того, если бы русские тургиды, играя на диковатости некоторых соотечественников, не смаковали вопрос о том, что актёры этого театра трансвеститы, то, уверяю вас, 90% российских зрителей даже не догадалось бы, что перед ними выступали катуэй. Опытные тургиды знают, что русские охотно платят за «клубничку» и, заметив при своём упоминании слова «трансвестит» нездоровый блеск в глазах некоторых соотечественников, начинают активно эксплуатировать их интерес к чужой личной жизни для обеспечения прибыльности предприятия. Кстати, ни сами театры Алказар и Тиффани, ни представляемые ими шоу-программы, здесь никто, кроме русских, не называет вот так «прямо в лоб» представлениями трансвеститов – здесь намного более толерантное общество, в котором принято соблюдать демократические нормы политкорректности и уважать личную жизнь других граждан, сколь бы экзотической она не казалась посторонним. Этим правилам следуют, в основном, и европейские туристы. Хлёстких определений стараются избегать, т.к. в Азии это вообще считается признаком неприличного поведения. Попробуйте спросить у полицейского, как пройти в театр трансвеститов, и не исключено, что вы тут же получите как минимум штраф. Это всё равно, что в центре Москвы подойти к милиционеру и ненормативно изъясняться ему в лицо.
Ежегодно все центральные газеты Тайланда, и даже соседних стран, публикуют фотографии и репортажи с конкурсов мисс-Алказар и мисс-Тиффани, а центральные телеканалы (3-й, 11-й, TGN) транслируют конкурс в прямом эфире. Малайзия, Бирма и Камбоджа ретранслируют их в своих странах. Конкурс мисс Тиффани на протяжении уже 3 лет соперничает с конкурсом мисс Мира. Яркие феерические мероприятия этих конкурсных шоу привлекают внимание и западной прессы, а билеты в эти театры даже заранее приобрести бывает очень непросто. На таких мероприятиях присутствуют обычно представители высших властей государства, приезжает множество иностранных гостей. В прошедшем году в финальных конкурсных программах принимала участие последняя мисс Мира, которая и вручала корону победительнице. Низшая каста катуэй – уличные, которых часто можно увидеть на улицах курортных городов, в барах и ресторанах, нередко довольно навязчиво предлагающими свои интимные услуги туристам.
Катуэй есть также среди популярных телеведущих (и их не так уж мало), поп-звёзд, киноактёров, журналистов, репортёров и обозревателей, известных всей стране. Чемпион Тайланда и неоднократный чемпион Азиатских игр по боксу Нонг Там – также катуэй. Есть волейбольная команда, называющаяся «Железные леди», целиком состоящая из игроков-катуэй. Эта команда 6 раз подряд выигрывала чемпионаты Азии. По законодательству Тайланда катуэй не освобождаются от службы в армии и довольно успешно её проходят наряду с военнослужащими мужчинами и женщинами. Естественно, что ни о каких проявлениях «дедовщины» или унижения катуэй сослуживцами не может быть и речи. Кстати, в своём физическом развитии и тренированности большинство катуэй нисколько не уступают натуральным мужчинам, а порою, даже весьма превосходят их в ловкости и силе. Так что, чаще в сводках криминальных новостей можно встретить новость о том, что некий натуральный мужчина подвергся нападению со стороны катуэй. В отдалённых провинциях, где катуэй немного, их даже побаиваются местные хулиганские группировки подростков, так как, в основном катуэй слывут в народе как положительные в целом герои, склонные к правильному воспитательному воздействию на детей и подростков и способные урезонить не на шутку разошедшуюся шпану.
Своё начало традиция этой субкультуры берёт в глубине веков. В XIV-XVII веках в танцевальном сценическом искусстве бирманцев, тайцев, лаосцев и кхмеров, были задействованы только лишь мужчины (женщинам в те времена на сцену ход был настрого закрыт). Все роли в таких спектаклях (и мужские, и женские) поэтому исполнялись только мужчинами. Постепенно роли «закреплялись», и некоторые танцовщики становились известными и признанными исполнителями «своих» ролей. Так, в представлениях Рамакьен кхон, Пра Лак Пра Лам, Лкхаон (спектакли-маски по Рамаяне) женские партии также исполнялись исключительно мужчинами. Высокое искусство вхождения в образ достигалось именно путём феминизации своего гендерного начала – менялась походка, манеры, жесты, мимика, а затем и макияж. В Бирме, Индии, Камбодже, на Цейлоне, например, существовала древняя традиция, по которой мужчины-представители высшей аристократии, могли появляться в обществе только с ярким макияжем, в серьгах и украшенные вычурными ювелирными украшениями. Без этого появление считалось неприличным и несоответствующим аристократическому положению.
Законодательно статус катуэй в большинстве стран Юго-восточной Азии не урегулирован. Это объясняется, прежде всего, традициями буддистской культуры этих стран. Однако, буддизм, хотя и не приветствует этого явления, но считается с ним. В Тайланде, например, существует 3 монастыря, куда катуэй принимают на временное послушничество. Паспорта или ID карты катуэй не меняют на женские. Прежде всего, потому, что сами катуэй не слишком озабочены тем, как указан их пол в документах. Ведь большинство их очень философски относятся к своей трансгендерной природе, не ассоциируя её только лишь с инвариантной сексуальностью. Для них быть женщиной – значит гораздо больше, чем просто спать с мужчиной. Хотя, среди низшей касты катуэй, трансгендерная трансформация, прежде всего – путь к самореализации именно в сфере сексуальных услуг приезжим. Как правило, катуэй из высших слоёв являются весьма состоятельными людьми, иногда даже миллионерами и не поддерживают никаких отношений с уличными катуэй, всячески демонстративно дистанцируясь от них.
Источник