Приоритетной целью для Болгарии, как члена ЕС, является интегрирование ее дорожной инфраструктуры в европейскую. Болгария имеет свою национальную стратегию развития дорожной инфраструктуры на период 2006-2015 гг. В ней, наряду со всеми видами транспорта, большое значение придается реструктурированию и модернизации железнодорожной инфраструктуры. Этот вопрос особенно острый сейчас, когда Европа уделяет особое внимание развитию железнодорожного транспорта, который, в отличие от автомобильного, не столь вреден для окружающей среды.
Болгарские железные дороги, однако, являются тем видом транспорта, который был модернизирован в наименьшей степени в последние годы. Устаревшие и довольно часто запущенные вагоны далеко от ряда не только европейских, но и чисто болгарских требований. Естествен процесс отлива пассажиров от железных дорог и их переориентации на более быстро модернизировавшийся автомобильный транспорт. Это чувствительно снизило приходы общества “Болгарские железные дороги”. Они делают ставку преимущественно на перевозки товаров, которые обеспечивают основное перо поступлений. Болгарские железные дороги все еще используют субсидии от государства. Проблемы в отрасли серьезны и на фоне перспективы, что с 2010 года этот вид транспортной услуги в Европе либерализуется, и вероятность в появлении зарубежных операторов на болгарском рынке вполне реальна. Если болгарские железные дороги хотят продолжить свое существование, они срочно должны изменить способ обслуживания, что означает техническое и технологическое реструктурирование, которое приводит к более высокому качеству предлагаемой услуги. Вот что прокомментировала заместитель министра транспорта Болгарии Красимира Мартинова: “Приведение в соответствие с европейскими требованиями и выравнивание с европейскими железнодорожными системами, инфраструктурой и перевозчиками – нелегкая задача. Она требует огромных финансовых ресурсов в отношении инфраструктуры, приведения болгарской железнодорожной сети в хорошее состояние. С точки зрения железнодорожных операторов это означает инвестирование огромных финансовых ресурсов в модернизацию вагонного и локомотивного состава”.
В Болгарии существует 4316 км железнодорожной сети и, по мнению экспертов, ее достаточно для нашей страны. Всего 70% этой сети, однако, электрифицирована. Для приведения в соответствие с европейскими стандартами необходимы строительство новых железнодорожных линий, модернизация старой железнодорожной инфраструктуры и сооружений на ее протяжении, введение специальной информационной системы для прослеживания за движением поездов, обеспечение новых вагонов и локомотивов. На все это Болгария будет использовать и европейские средства по оперативной программе “Транспорт”, в сочетании с болгарским софинансированием. Цель программы – помочь перевозчику следовать условиям развития рынка, что поможет ему стабилизировать свое финансовое состояние. По мнению исполнительного директора общества “Болгарские железные дороги” Олега Попова, на данный момент выполняется проект о поставке 100 подержанных вагонов, при этом 80% из них уже закуплены. Предстоит реализация проекта о ремонте и модернизации около 1200 товарных вагонов. Другие проекты в близком будущем предусматривают строительство и ввод в эксплуатацию 400 новых товарных вагонов. “Все это – шаги к новому качеству услуги, наряду с реструктурированием в самой структуре железных дорог, как ответ на либерализацию этого рынка в Европе”, - заявила Красимира Мартинова и дополнила: “Как страна-член ЕС, Болгария должна предложить хорошую и качественную услугу. Есть и другие страны с железнодорожной инфраструктурой в относительно трудном финансовом состоянии. Но мы должны реализовать подходящее рыночное поведение, подходящий менеджмент железнодорожного оператора, что позволит ему сохранить позиции на рынке. Перспектива в связи с либерализацией дает знак, что Болгарии придется решить множество трудностей и проблем, если она хочет иметь железнодорожного перевозчика, отвечающего европейским требованиям. Потому что рынок является открытым, и эта ниша будет немедленно занята, так чтобы граждане и фирмы имели доступ к перевозкам. Вопрос в том, насколько болгарский перевозчик справится, так как он воспринимает огромную долю перевозок в стране. Перед “Болгарскими железными дорогами” стоит вызов уцелеть на рынке при наличии этой серьезной конкуренции”.
Приоритетным проектом, на осуществление которого будет использоваться и европейское финансирование, - это модернизация железнодорожной линии Видин-София, которая является частью европейского транспортного коридора №4, связывающего Болгарию с Грецией. Кроме этого, за счет подобного финансирования будет реконструирована и электрифицирована железнодорожная линия Свиленград-Капитан-Андреево, при этом строительство должно начаться в 2008 году. Предстоит модернизация железнодорожной линии София-Пловдив, которая, кроме строительных деятельностей, включает и установку новых систем сигнализации и телекоммуникаций. По мнению заместителя министра транспорта Болгарии Красимиры Мартиновой, 30% выделенных нашей стране средств по оперативной программе “Транспорт” предназначены на модернизацию железнодорожной инфраструктуры Болгарии.
Автор: Милка Димитрова http://www.bnr.bg |