30 января Болгарская Православная церковь чтит память Святого благоверного царя Петыра І.
Царь Петыр І правил болгарским государством с 927 по 970 год. Он был вторым сыном царя Симеона, величайшего болгарского средневекового владетеля. Он вступил на престол в 927 году по воле своего отца, лишившего первородного сына Михаила царской короны. Причина выбора наследником второго сына от брака с сестрой болярина Георгия Сурсувула неизвестна, вероятнее всего Петыр был избран преемником потому, что государство нуждалось в мире, а это отвечало более всего его темпераменту. Однако выбор Симеона Великого стал поводом для дальнейших раздоров в царском дворе. С кончиной царя Симеона стремления соседних народов поживиться за счет болгарских территорий возросли. Государство было огромным по территории, но с разрушенным хозяйством и истощенным военными свершениями народом. После вступления на престол Петыра в стране наступил голод, урожай уничтожила саранча. Чтобы укрепить свою власть и авторитет, молодой царь предпринял поход на Византию летом 927 года, узнав, однако, о том, что император Роман Лакапин готовится к войне, начал переговоры о мире. Осенью, 8 ноября, с Византией был заключен договор о 40-летнем мире. Чтобы закрепить договор, болгарский владетель женился на византийской принцессе Марии, внучке императора и получил титул царя. Это был первый случай в многовековой дипломатической практике империи, когда представительница императорской семьи вступила в брак с иностранным монархом. Согласно договору, болгарская церковь получила независимость и стала патриархией. Таким образом, желание Бориса І, крестившего болгар, и Симеона Великого осуществилось: владетель болгарского государства стал равным византийскому императору, а глава болгарской церкви - константинопольскому патриарху. Во внешнеполитическом отношении договор 927 года был огромным успехом, но внутри страны и особенно в кругах болгарской знати заключенный с империей мир вызвал, однако, острое недовольство. Было организовано два заговора, которыми руководили братья царя Петыра - Иван и Михаил. Заговоры были раскрыты, а заговорщики наказаны, но распри во дворце владетеля привели к дестабилизации страны. Соседние Болгарии страны стремились заполучить часть влияния Болгарии. В 931 году Чеслав, сербский владетель, бежал из болгарской столицы Преслав, где был заложником, и Петыр был вынужден признать восстановление сербского государства. Самыми опасными оказались маджары, которые оправились от удара, нанесенного им Симеоном Великим. В 934 году начались их походы на болгарское государство, а лишь в 965 был заключен мир. Заключенный договор, однако, стал причиной конфликта нового наследника византийского престола Никифора ІІ Фоки и болгар. Византии удалось склонить киевского князя Святослава атаковать Болгарию. Весной 968 года с войском в 80 тысяч человек князь переправился через Дунай и покорил 80 болгарских крепостей. Но вынужден был отступить, потому что печенеги осаждали Киев. На следующий год князь Святослав снова вернулся в Болгарию. Болгарская армия потерпела поражение. Здоровье опечаленного царя Петыра пошатнулось. Незадолго до своей смерти 30 января 970 года, оставив престол, он принял сан черноризца (степень между монахом и послушником). 43 года царствования Петыра І остались в болгарской истории как период относительного мира, но сильных внутренних социальных противоречий. В памяти народа Петыр остался как “добрый царь”. Жизнь людей была относительно спокойной, амбиции владетеля были намного скромнее, чем у его отца Симеона Великого, он стремился лишь сохранить достижения Симеона. В одной летописи говорится, что “в годы Петыра, царя болгарского, было изобилие всего, сиречь пшеницы и масла, меда, молока и вина, и не было недостатка ни в чем”. Этот рассказ, однако, датируется ХІ веком, когда болгарские земли находились во власти Византии, и автор сознательно идеализировал эпоху Петыра. В годы правления царя Петыра монашество и отшельничество получили огромное распространение, возникло учение попа Богомила и его последователей – богомилов. Богомильство, считаемое ересью, своей простотой, острой и логической критикой социальных недугов было близко широким слоям болгарского общества и стало массовым народным движением против царя, знати и высшего духовенства. Богомильство распространилось за пределами Болгарии, “болгарская ересь”, как называли это учение, стало шагом в развитии средневековой мысли в Европе. Широкое распространение богомильства вызывало тревогу не только у представителей церкви, но и у самого царя Петыра. Он дважды обращался в письме к константинопольскому патриарху с вопросами, как поступить с еретиками и как их наказать. Царь обращался за советом также к отшельнику, позднее объявленному святым, Ивану Рильскому. Ответ был таков: “Первое обязательство владетеля - заботиться о бедных, нагих и бездомных, быть доступным для всех, дабы милосердие его изливалось повсюду”. Существует мнение, что царь Петыр пренебрегал светскими и государственными делами, что он был из тех владетелей, которых болгарская история называет “слабыми”. Духовный и социальный кризис, сопутствовавший его царствованию с 927 по 970 год, привел к политическим несчастьям, которые обрушились на Болгарию в следующие десятилетия.
http://www.bnr.bg |