Лудогорие находится в Северо-Восточной Болгарии. В прошлом эта историко-географическая область была покрыта густыми лесами, оттуда и произошло название, которое буквально переводится как «сумасшедший лес». Лудогорие отличается не только своими природными данными, но и исключительным культурным многообразием. Причина в том, что здесь живут вместе болгары, турки и цыгане, которые хранят живыми свои вековые традиции и обычаи. Часть из них присутствует в их современном быту, а к другим можно прикоснуться посредством воссоздания обычаев самодеятельными фольклорными ансамблями, которые воскрешают перед глазами зрителей всю пестроту и настроение древних ритуалов. Одни из самых воздействующих ритуалов – это лудогорские свадьбы болгар и турок. Основываясь на местных болгарском и турецком аутентичных фольклорах, они имеют свою специфику и, в то же время, много общих черт. И у болгар, и у турок в прошлом свадьба длилась от нескольких дней до целой недели. Для невесты и жениха, как и для части гостей израбатывалась специальная свадебная одежда. Невесту покрывали фатой, а самое веселье сопровождалось множеством песней и танцев.
Один из воссозданных обычаев, который можно увидеть в качестве туристической аттракции, пересоздает ансамбль аутентичного фольклора «Капанский букет» из села Гецово. Он представляет собой часть свадебного ритуала капанцев – местного населения, которое, согласно легендам и преданиям, является потомком протоболгар. В обряд включены подготовка девичьего приданого, приготовление молодожена к предстоящему торжеству, показ создания капанских обрядовых хлебов и замешивание «меденика» - специального свадебного плоского хлеба, а также множество песен, танцев и музыки.
Не менее заманчива и дегустация вкусной капанской баницы – слоеного пирога с сыром, и приготовленного в домашних условиях кислого молока. Подробнее о том, как протекала капанская свадьба, нам расскажет Олга Димитрова, которая уже 13 лет руководит ансамблем «Капанский букет». «В субботу вечером собирались девушки, которые приготавливали букеты, венки и ожерелья из фасоли и перца, которые вешали на шею холостякам. Они также замешивали «меденик» - специальный хлеб, играя хоро и исполняя песни. Маленькая девочка держала свечку, зажженную за здоровье молодых. Хлеб клали в печь, намазав перед этим медом, чтобы жизнь молодоженов была сладкой. Этот ритуал проводился в обоих домах – и невесты, и жениха. Потом девушки, которые играли очень важную роль во время свадьбы, выносили хлеб, чтобы каждый присутствующий отломил себе по кусочку. По одному куску относили невесте и жениху. Музыкой, песнями и танцами гостей встречали сваты, и веселье начиналось. Настоящая свадьба была на следующий день, когда все участники шли за крестным отцом. Крестный отец и крестная мать завешивали лицо невесты фатой. В прошлом невеста-капанка завешивала лицо красной фатой и прикрепляла к ней венок из базилика, но, с течением времени, она была заменена белой фатой. Молодоженов венчал священник в церкви, а затем торжество продолжалось в доме мужа, где все ели, пили и танцевали до позднего вечера».
В прошлом свадьбы играли зимой, по окончанию сельскохозяйственного сезона. В современных свадьбах в Лудогории все еще соблюдаются отдельные ритуалы, как, например, поход за крестниками, которые сегодня более известны, как кумовья, завешивание невесты фатой, ее прощание с родственниками, при этом исполняется специальная песня: «Плачь, плачь, девушка, что нет уже у тебя мамы, нет папы». Соблюдается также ритуал с выкупом невесты женихом. Вот что ответила Олга Димитрова на вопрос, проявляют ли интерес молодые люди к древним традициям и ритуалам: «Раньше в ансамбле были только пожилые люди, но теперь он пополнился и большим числом молодых, которые приходят и подключаются с желанием исполнять древние капанские ритуалы, обычаи, песни и танцы. Для маленьких детей мы организовали фольклорный кружок, где учим их, как приготовить характерный только для капанцев букет, как изготовить украшения на волосы. Обучаем их народным песням и танцам. Иногда они участвуют вместе с нами в воссоздании обычаев и ритуалов».
«Свадьба у турок когда-то начиналась с помолвки», - рассказывает молодая Эмине Рихан из села Мортагоново, в котором преобладающим является турецкое Население. Некоторое время назад она, вместе с другими женщинами села, воссоздали свадебный ритуал «Крашенье невесты хной», связанный с подготовкой девушки к предстоящей свадьбе.
«После помолвки молодым не оставляли много времени на знакомство друг с другом, сразу после этого начинались свадебные ритуалы», - продолжает свой рассказ Эмине и рассказывает о том, что еще характерно для турецкой свадьбы: «Во-первых, участники свадьбы надевают традиционную одежду, специально изготовленную вручную – для девушек, снох и невесты. Невеста должна быть покрыта фатой до того, как приступается к крашенью ее рук хной. После того, как она покрашена и станцует танец со свекровью, фата снимается. Руки красятся для того, чтобы она была здоровой, для благоденствия в семье, за здоровье всех членов семьи, плодородие, нормальное сожительство. Хна должна остаться на руках долгое время, около месяца, поэтому руки невесты оставались замотанными целый вечер. Другое, что характерно для турецкой свадьбы, это игры и танцы под аутентичную музыку, оставшуюся в наследство с прошлого. Для мусульман характерны горячие восточные ритмы».
Эмине рассказала еще, что подробно об этих древних ритуалах они узнали у более старых женщин села, которые хранят живыми воспоминания о своей молодости. «Эти традиции сохранились, - говорит Эмине. – Даже в некоторых районах Разградской области характерно за недели две до свадьбы приглашать все село, чтобы приготовить специальные, невероятно разнообразные кушанья и накрыть на столы. По традиции, это 13 видов яств, которые включают и известную турецкую пахлаву – вид восточных сладостей. Начинается все это, однако, разнообразными супами и закусками, характерными для турецкого этноса. Затем наступает черед самой свадьбы. Именно в первый вечер соблюдается ритуал «Крашенье невесты хной». Во второй и третий вечер проводятся различные ритуалы, соответственно, в доме невесты и жениха. И наконец, обычно в воскресенье, наступает и сам праздник с богатой трапезой и музыкой, когда все поют, танцуют и веселятся». http://www.bnr.bg
|