По данным ЕК, около половины современных европейских
домохозяйств оборудованы широкополосным Интернетом. Для Болгарии этот показатель
составляет 21%. В то же самое время, всего лишь, 7% людей, имеющих доступ к
всемирной сети, пользуются возможностями электронной торговли для покупок вне
рамок страны.
Главная проблема связана с нехваткой доверия, причем результаты исследований,
заказанных Евросоюзом, показывают, что 39% болгарских потребителей не чувствуют
себя в безопасности. 27% болгарских участников опросов утверждают, что покупки в
интернет-сети связаны с немалой долей риска. Каково актуальное состояние
болгарского онлайн-рынка и как развивается доверие к нему? Эти и другие вопросы
рассматривает в своем материале сотрудник "Радио Болгария" Таня Харизанова.
Электронный бизнес в Болгарии представлен несколькими крупными сайтами и
постоянно нарастающим множеством делающих пока свои первые шаги небольших
интернет-страничек, оборот которых на данный момент трудно установить. Это так,
потому что все еще нет организованной структуры, которая собирала бы эту
информацию, а Ассоциации электронных торговцев в Болгарии не хватает нужного
опыта. Е-Академия, которая обучает кадров для дигитальной индустрии, все-таки
пытается установить намечающиеся тенденции и найти ответ на вопрос, почему
электронная торговля в стране пока не так уж хорошо развита, как в странах
Западной и Центральной Европы. Факты, однако показывают, что на данный
момент лишь 8% болгар доверяют интернет-торговцам. Вот как комментирует эту
констатацию Пламен Русев – председатель е-Академии и организатор выставок
дигитальной индустрии Webit.
“Это означает только одно, что данный рынок
располагает огромным потенциалом для развития. Есть несколько основных
элементов, которые обуславливают развитие электронной торговли. Первый – это
наличие инфраструктуры, т.е. доступ к сети. Второй из этих элементов связан с
наличием платежных систем типа кредитных и дебитных карточек и прочих
возможностей для электронного трансферта средств. И на третьем, но не на
последнем месте, это условия для поставки заказанных товаров. Все эти три
компонента объединяет одна общая связь – доверие. Никто не намерен тратить свои
средства зря, не доверяя данному сайту, торговому брэнду. Как число
онлайн-потребителей, так и качество интернетной связи в Болгарии нарастают со
вполне приличной скоростью. Большая часть потребителей Интернета располагают
банковскими карточками, а уровень поставок достаточно высокий. Все это уже
налицо, так что следует направить свои усилия на повышение доверия. Именно об
этом потенциале идет речь, и его следует развивать быстрыми темпами с тем, чтобы
достичь масштабов развития электронной торговли в Западной и Центральной Европе,
да и в остальной части мира”.
Почему болгары пока слабо доверяют
онлайн-торговцам? Ответ на этот вопрос опять дает Пламен Русев, который также
является членом консультативного совета при Министерстве транспорта,
информационных технологий и связей.
“Для создания доверия необходимо
время. На болгарском рынке уже есть участники, доказавшие свои умения в развитии
данного бизнеса. Эти электронные магазины строят свой положительный имидж уже
несколько лет. Радует также факт, что все больше фирм направляют свой интерес к
реализации предлагаемых ими товаров и услуг в Интернете, и я уверен, что этот
тип торговли в ближайшие годы отметит заметный рост. По-моему, такая тенденция
будет исключительно ощутимой в 2011 и 2012 годах”.
Можно ли выделить
более нестандартные покупки на болгарском интернет-рынке и каким образом
электронная торговля может способствовать развитию болгарской экономики? Вот и
мнение по этим вопросам Пламена Русева.
“Всего несколько месяцев назад
через торговую сеть eBay была реализована сделка на стоимостью 4,5 млн.
британских паундов. Причем до этого продавец и покупатель не знали друг друга.
Но факт, что эта сделка была отражена, доказывает, что государство в состоянии
контролировать информацию о торговых контрактах. И эти сделки являются реальной
частью экономики всех европейских государств. Наличие такой информации поможет
лучше установить тенденции, намечающиеся на рынке в целом. Уточнить информацию о
том, какие товары пользуются большим спросом на данный момент, что можно ожидать
на рынке накануне, например, рождественских и новогодних праздников, как
движутся цены и скидки. Потому что электронная торговля вполне прозрачна и ее
легко можно адаптировать к вызовам кризиса”.
Потребители из ЕС, в том
числе из Болгарии, жалуются на запоздалые поставки или же на расхождения между
заказанным и полученным товаром. По этой причине Евросоюз принял соответствующие
меры по защите потребителей, в том числе путем издания справочника об
онлайн-торговле с практическими советами клиентам.
“В этом смысле я хочу
дать вам пример из повседневной жизни, – продолжает Пламен Русев. – Ведь сколько
раз с вами бывало, чтобы товар, который вы купили из магазина, оказывался не
достаточно качественным. Я, собственно, нередко покупал, например огурцы,
которые оказывались не очень свежими, но в момент покупки, спеша, я этого не
замечал. Так что, каждый из нас выбирает магазины, в которых регулярно делает
покупки, и также строит отрицательное мнение о других, которые не удовлетворяют
его то ли качеством предлагаемых товаров, то ли предлагаемой ценой. То же самое
касается и интернет-торговли. Именно поэтому самое главное, по-моему, это
доверие”.