60% болгар верят в Бога, но только 10% посещают церковь регулярно
30.12.2010 г.
С понятием “духовность” мы связываем не только знания,
культуру, начитанность, но и веру, религию. В последние десятилетия Болгария
потерпела ряд метаморфоз в своем духовном развитии. В своей заботе о выживании
болгары как будто оставили духовность на задний план. “Мы становимся свидетелями
тяжелого удара по гуманитарным ценностям и ценностному сознанию болгарина, ‒
заявил богослов проф. Калин Янакиев.
По словам проф. Янакиева, с начала ХХ века болгары традиционно “религиозны, к
сожалению, бытово-приземленным образом".
"Я не буду присоединяться к банальному хору тех, кто осуждает привязанность
многих к так называемой “низкой” культуре, сказал профессор. - В конечном итоге,
она тоже имеет свое место в нашей жизни. Человек спонтанно создает искусство или
же спонтанно развлекается какой-то ежедневной культурой. Необязательно посещать
театр или читать романы, иногда человек чувствует необходимость в зрелищах,
развлечениях, танцах, легкой музыке, даже в том, что мы называем “чалга”
(низкопробный поп-фольк). Меня больше тревожит тот факт, что это музыкальное
направление формирует своеобразную ценностную систему, связанную с
андерграундом, криминалитетом, в большой степени с порнографией. Большинство
видео роликов с так называемыми певицами поп-фолька представляют собой небольшие
порнографические эссе. У них своя аудитория, состоящая из так называемых
“братков”. В этом смысле налицо тяжелый удар по ценностной системе болгар”.
– Я не буду присоединяться к банальному хору тех, кто осуждает привязанность
многих к так называемой “низкой” культуре. В конечном итоге, она тоже имеет свое
место в нашей жизни. Человек спонтанно создает искусство или же спонтанно
развлекается какой-то ежедневной культурой. Необязательно посещать театр или
читать романы, иногда человек чувствует необходимость в зрелищах, развлечениях,
танцах, легкой музыке, даже в том, что мы называем “чалга” (низкопробный
поп-фольк). Меня больше тревожит тот факт, что это музыкальное направление
формирует своеобразную ценностную систему, связанную с андерграундом,
криминалитетом, в большой степени с порнографией. Большинство видео роликов с
так называемыми певицами поп-фолька представляют собой небольшие
порнографические эссе. У них своя аудитория, состоящая из так называемых
“братков”. В этом смысле налицо тяжелый удар по ценностной системе болгар”.
По словам проф. Янакиева, с начала ХХ века болгары традиционно
“религиозны, к сожалению, бытово-приземленным образом”. “Часто люди входят в
храм, чтобы помолиться за здоровье, как будто это душевная поликлиника, а не
место для спасения души. Они совершают определенные церковные практики с почти
магическим сознанием, что, исполняя их, они обеспечивают себе какое-то
благополучие. В то же время после 10 ноября – начала переходного режима в
Болгарии, храмы крупных городов страны исполнились людьми, которые выбрали для
себя православную религию совершенно сознательно. Часть из них даже приняли
священнический сан. Большая часть молодых священников не выросли в традиционных
священнических семьях”. По словам проф. Янакиева, люди, которые обратились к
церкви в сознательном возрасте до или после 10 ноября, именно те, у кого
духовное образование и церковная сознательность. Они дают себе отчет в том, что
церковь – это место, в котором отслуживается литургия. Они вступают в храм, не
просто, чтобы поставить свечку, но и чтобы принять участие в таинственной
сакраментальной жизни церкви. “Этих людей, действительно, мало, ‒ говорит. Проф.
Янакиев. – Недавно в ходе социологического исследования было установлено, что в
Болгарии более 60% людей верят в Бога, что удивительно. В то же время, однако,
на вопрос о том, как часто они посещают церковь, всего 10% отвечают, что
посещают ее регулярно каждое воскресенье. Почти столько же говорят, что ходят в
церковь на большие церковные праздники – на Пасху и на Рождество, а остальные
идут в храм только время от времени.
“Разумеется, стоит указать на
своеобразный консерватизм части эпископов, ‒ говорит проф. Янакиев. – С другой
стороны, это результат жестокой травмы, которая была нанесена болгарскому
православию во время раскола. Тогда был создан исключительно негативный образ
болгарской церкви в СМИ, который продолжает сопровождать ее и по сей день.
Поэтому нередко можно услышать фразы типа “священники ленивы, пассивны,
необразованны” и т.д., поэтому люди и не посещают церковь. Но это всего лишь
какое-то извинение или оправдание. В нашем обществе сильно пострадала одна
важная ценность – солидарность. Никто не обращает внимания на то, что происходит
вокруг. А надо жить, осознавая, что происходит в обществе, искать способы
изменить ситуацию к лучшему, изучать основы христианских ценностей”.