Архитектура Тайланда |
19.05.2010 19:41 |
Архитектура Таиланда развивалась в сложных исторических условиях. Часть современной территории Таиланда, расположенная в долине реки Менам, в I- II вв. н. э. входила в государство Фунань. В VI-XI вв. территория Таиланда входила в состав монского государства Дваравати. От этого времени сохранились единичные ступы и основания нескольких храмов, близких храмам древнего Пагана в Бирме. В начале XI в. государство Дваравати было захвачено кхмерами и бирманцами, и территория центрального Таиланда стала окраинной провинцией Кхмерской империи. В начале XIII в. в районах Сукотаи и Свангалока было создано первое независимое королевство Таи. Культура его унаследовала ряд черт кхмерской и отчасти мон-ской культуры. В XIV-XV вв. Сукотаи была поглощена государством Аютия с одноименной столицей. К этому времени относится начало расцвета национальной культуры страны. Во второй половине XVIII в. Аютия была завоевана и до основания разрушена бирманцами. Художественные и культурные традиции Аютии были подхвачены и развиты последним таиландским государством со столицей в Бангкоке (Таиское официальное название — Крун Тейп («Город Ангелов»). Эти традиции продолжают жить и в наши дни, особенно в культовом строительстве. Градостроительство. Градостроительство Таиланда изучено мало. Лучше других известны последние столицы страны Аютия и Бангкок. Аютия была основана в 1350 г. на левом берегу реки Менам (Таиское название Чао Пья.) у впадения в нее рек Сак и Лопбури. Первоначально это была небольшая крепость, окруженная земляным валом, по верху которого шла изгородь из бревен. Город быстро рос и в конце XIV в. был обнесен новой кирпичной стеной высотой 6 и толщиной 3 м с 16 фортами и 36 воротами. Очертание стен следовало линии берега реки и имело форму неправильного овала. В северной части города находился королевский дворец, важнейшие храмы и общественные здания. На юге располагались торговые кварталы с многочисленными подворьями различных стран, которые вели торговлю с Аютией. К городу примыкали предместья, тянувшиеся вдоль берегов рек. Основная масса городской застройки была деревянной, включая и королевский дворец. На ее фоне четко выделялись каменные храмовые комплексы с золочеными и белыми ступами. Большинство памятников Аютип XIV -XVIII вв. погибло во время бирмано-ташандских войн в XVIII в. Бангкок был основан сразу после разрушения Аютии в 1767 г. в глубокой излучине реки Менам (рис. Бангкок. План центральной части города.). Выбор места диктовался стратегическими соображениями. На юге и западе городские стены шли вдоль реки. С востока они были защищены двумя рядами рвов-каналов. Широкую полосу вдоль берега реки занимали королевский дворец и важнейшие храмы, окруженные кирпичной стеной с фигурными зубцами. Планировка уличной сети определялась главным образом расположением ворот. Основная масса застройки была деревянной одноэтажной. Болотистый грунт не позволял возводить крупные постройки, поэтому в силуэте Бангкока выделялись немногие здания, среди которых крупнейшей была ступа храмового комплекса Арун. Большое своеобразие городу придавали многочисленные каналы, застроенные домиками, стоявшими на сваях в воде, оборонительные стены с башнями и воротами, подобные тем, которые сохранились в г. Корате. Наибольшее количество построек Бангкока относится к XVIII-XIX вв. Архитектура доаютийского периода (VI-XIV вв). Памятники культового зодчества этого времени предшествовали формированию национальной архитектуры Таиланда. Древнейшие сохранившиеся остатки памятников относятся к периоду государства Дваравати (VI-XI вв.). Они свидетельствуют о близости к монской культуре. В это время строились ступы различных типов и кирпичные храмы. Чаще других встречаются ступы с колоколом нолусферической формы и ступы в виде квадратных многоярусных пирамид, изрезанных небольшими нишами с изображением Будды. К числу немногих сохранившихся памятников относится нятиступенчатая ступа в Лампуне, построенная в 1218 г. (рис. Лампун. Ступв. 1218 г.). К этому же периоду относится и формирование типа центрических зданий с внутренним пространством. Фундаменты храмов центрического типа были открыты во время раскопок на территории государства Дваравати. В XI-XIV вв. в связи с завоеванием кхмерами государства Дваравати усиливается влияние кхмерской культуры. Наиболее характерные памятники этого периода сохранились в Лопбури. Они представляли собой преимущественно кхмерские каменные, реже кирпичные храмы башнеобразной формы — «пранги» — с небольшим внутренним пространством, перекрытым ложным сводом. Многие храмы сооружались в виде композиции из трех прангов, подобно храму Сам Йот, хорошо сохранившемуся до нашего времени. По-видимому, в это же время происходит формирование храмового комплекса — вата, тоже связанного с кхмерскими архитектурными традициями. В XIII-XIV вв., в период существования первого таиландского государства Сукотаи, продолжалось формирование тайской национальной архитектуры. От этого времени сохранились руины первых известных образцов таких традиционных культовых построек, как бот, вехан, мондоп, получивших впоследствии широкое распространение в стране. В зданиях этого типа стены и столбы возводили из кирпича или камня, перекрытия делали из дерева, кровлю крыли глазурованной черепицей. В этот же период получило развитие строительство двух типов таиландских ступ, обычно ориентированных по странам света (рис. Схема основных типов таиландских ступ). Первый тип-чеди (Часто чеди и пранг называют «пра-чеди» и «пра-пранг». Приставка «пра» означает здесь святой.), представляющий собой ступу со ступенчатым основанием, на котором располагается колокол, увенчанный конусообразным шпилем, ведет свое начало от индо-сингальских и мински-бирманских образцов; второй тип-пранг происходит от башен кхмер-ских храмов. Башнеобразное сооружение пранг состоит из ступенчатого основания, реликварной камеры и венчающей части в виде сильно вытянутой вверх пирамиды с закругленными гранями. Архитектура феодального Таиланда XIV-XIX вв. Развитие Таиландского государства в XIV-XIX вв. шло медленно. Все это время в стране сохранялась феодальная монархия с неограниченной властью королей. Огромное влияние в стране имело духовенство, проповедовавшее буддийскую доктрину с ее незыблемыми канонами искусства. Все это обусловило консервативность форм таиландского зодчества и позволило рассматривать архитектуру страны XIV-XIX вв. как единое целое. В архитектуре Таиланда ведущее место занимают культовые постройки. Как правило, они возводились из долговечных материалов-камня и кирпича с деревянными тиковыми конструкциями перекрытии. Культовые постройки делятся па два основных типа: ступы без внутреннего пространства или с маленьким интерьером в центре монолитного массива и здания с развитым внутренним пространством. К последней категории относятся храмы и другие культовые сооружения специального назначения. Культовые здания почти никогда не ставили обособленно, они были составной частью системы храмовых ансамблей или монастырей (ватов). Ступы Таиланда как типа чеди, так и типа пранг, разнообразны. Их размеры и пропорции варьируются в широких пределах. Классическим типом чеди можно считать три ступы дворцового вата Пра Срисанпёт в Аютии, построенные в конце XV- начале XVI вв. (рис. Аютия. Ват Пра Срисанпет). В этих ступах хорошо видно трехчастное членение. Первый элемент — сильно профилированное ступенчатое основание, составляющее около 1/4 высоты ступы, с четырьмя крутыми лестницами, ведущими к нишам с изображением Будды. В одной из ниш находится вход в маленькую реликварную камеру. Второй элемент чеди — колокол, также составляющий около 1/4 высоты ступы. Колокол увенчан характерным для Таиланда вытянутым конусообразным шпилем с профилировкой в виде многочисленных уменьшающихся кверху колец, стоящим па квадратном основании. Завершение составляет около половины высоты сооружения. Ступы Пра Срисанпет были оштукатурены, в то время как другие чеди нередко покрывали позолотой и стеклянной мозаикой. Чеди в системе храмового комплекса могли быть центральным сооружением подобно гигантской ступе Патомчеди в Након-Патоме или занимать подчиненное место. Ступа Патомчеди высотой 115 м, построенная в VI в. (рис. Након-Патом. Патомчеди. Основана в VI в. Современный вид получила в XIX в.), относится к числу наиболее почитаемых буддийских святынь Таиланда. Она неоднократно перестраивалась, причем очередные обновления сводились к возведению вокруг старой ступы новой. Современный облик ступа приобрела в конце XIX в. В Таиланде широко распространены и квадратные в плане чеди небольших размеров, занимающие подчиненное место в ансамблях ряда бангкокских ватов, в частности, ватов По, Сакета и др. Они имеют утонченный вытянутый силуэт и богато декорированы многочисленными профилями, лепниной и мозаикой. Часто встречается еще одна разновидность-круглые чеди, напоминающие по своему рисунку корону тайских королей. Такие ступы венчают небольшие здания и входные павильоны ватов. Круглые чеди имеют сложный силуэт и богатый декор. Особенно характерны для Таиланда ступы типа пранг. Это специфические башне-образные сооружения с чрезвычайно развитым декором, состоящим из горизонтальных профилей, вертикальных раскреповок, скульптуры, барельефов, мозаики. Общая структура прангов, как и чеди, трехчастная. Нижний ярус, квадратный или восьмигранный в плане, представляет собой сильно профилированное ступенчатое основание. На втором, основном ярусе расположена реликварная камера, в которую ведет дверь, находящаяся в одной из фасадных ниш. Основной ярус плавно переходит в венчающую часть в виде сильно вытянутой пирамиды с закругленной вершиной. Ступа завершается ажурной металлической короной. часто позолоченной и украшенной драгоценностями. Ранние пранги аютийского периода имели массивный и относительно простой силуэт, близкий к силуэту кхмерских башен. Центральная ступа вата Буддасаван в Аютии, построенная в 1353 г., может служить примером такого пранга. Однако основание здесь более высокое, а венчающая часть изящнее, чем в характерных кхмерских прангах. Это свидетельствует о том, что развитие тайского пранга шло по линии усложнения силуэта и придания ему утонченности и устремленности вверх. Бангкокские пранги — образцы специфических таиландских ступ с их характерным изящным вытянутым силуэтом. Крупнейший из них был построен в первой половине XIX в. в системе вата Арун на западном берегу Менама (рис. Бангкок Ват Арун. Первая половина XIX в.). Группа из пяти прангов, из которых центральный имеет высоту 74 м, приподнята на квадратной платформе. Основание центрального пранга занимает более половины высоты сооружения и состоит из трех основных уступов. На обходные галереи, идущие по верху уступов, ведут четыре крутые лестницы. Вдоль галерей тянутся ряды фантастических скульптур богов, великанов и обезьян. В отличие от ранних прангов, здесь нет входа в реликварную камеру. Только четыре ниши со статуями Будды на трехголовых слонах отмечают символический вход в нее. Силуэт прангов Аруна господствует над центральной частью Бангкока. Вблизи эти пранги поражают филигранностью отделкии великолепным орнаментом, выполненным в серо-голубых тонах из фарфоровой и стеклянной мозаики. Как и чеди, пранги небольших размеров почти всегда сооружались в крупных ватах. Группа таких ступ была. в частности, построена в дворцовом вате Пра-Кео. Иногда пранги завершали культовые центрические постройки. Храмы и другие культовые здания с внутренним пространством представлены в Таиланде двумя основными типами: центрическими и базиликальными. Наиболее широко распространен последний тип. Основным базиликальным сооружением в системе вата обычно является бот (рис. Планы таиландских храмов). В нем размещается основная святыня вата, чаще всего статуя Будды. Кроме того, это зал для молитвы монахов, проповедей и закрытых религиозных церемоний. Бот всегда стоит на обособленной платформе, границы которой отмечены восемью стелами, имитирующими листья священной смоковницы и охраняющими храм от злых духов. Другие базилнкалыюе здание — вехан (индийское вихара)-более светского характера, предназначается для религиозных собраний не только монахов, но и других людей. Поэтому вехан в вате стоит открыто, без «охраняющих» стел, а статуи Будды в нем менее значимы, чем в боте. Структура и декор ботов и веханов не отличаются друг от друга. Простейшие постройки прямоугольны в плане, входы расположены в торцах и ориентированы длинной осью с севера на юг или с запада на восток. Более сложные храмы имеют портики на торцах или обнесены колоннами со всех сторон. В крупных ботах и веханах два ряда внутренних столбов делят интерьер на три нефа. Иногда к зданию пристраивают два крыла, образующих род трансепта, и храм приобретает в плане форму латинского креста. Несмотря на разнообразие размеров, пропорций, деталей и декора базиликальных зданий, в них можно проследить известную общность композиционных приемов, свойственную всему таиландскому храмовому зодчеству. В строительстве самых различных культовых зданий широкое распространение получил принцип контраста белых, подчеркнуто грубоватых стен и цветной, покрытой филигранной резьбой по дереву крыши. Таиландским храмам свойственны высокие, сильно профилированные цоколи, богато декорированные полихромные наличники окон и дверей, нередко украшенные мозаикой и позолотой. Особенно характерны крыши тайских храмов. Обычно они имеют ярусную структуру, как бы из нескольких двускатных крыш одна над другой. Часто нижние ярусы крыш имеют вальмы. Коньки крыш слегка прогнуты и напоминают бамбуковые прототипы. Завершаются они орнаментом, напоминающим головы экзотических птиц. Наиболее декоративные части крыши-фронтон и причальные доски, украшенные резьбой, позолотой и мозаикой. Кровля покрыта цветной, обычно красной и зеленой глазурованной черепицей. Стены ботов 11 веханов внутри обычно расписаны на темы Рамаяны, реже джатак. Конструкции крыши оставались открытыми и покрывались резьбой и орнаментальными росписями, преимущественно в красно-коричневой гамме с вкраплениями позолоты. С проникновением в национальную архитектуру Таиланда элементов западного зодчества в поздних постройках появляются подшивные потолки. Примером простейшей базиликальной постройки может служить бот в вате Сабуа в Петчбури. Это прямоугольное в плане здание размером 7 × 13,5 м с главным входом в торце. Один из крупнейших ботов Бангкока в вате По (Четупон), в противоположность боту Сабуа, представляет наиболее развитый образец базиликальной постройки периптерального типа с трехнефным интерьером. Размеры бота-29×50 м (рис. Бангкок. Бот вата По. XIX в.). Стремление к большей декоративности в храмовом зодчестве особенно заметно в центральных культовых сооружениях. Так, бот придворного вата Пра Кео в Бангкоке, где хранится главная буддийская святыня страны-нефритовый Будда, по своей структуре и размерам напоминает бот По. Но в вате Пра Кео не только крыша, но и стены, и колонны, и все детали этого бота покрыты богатейшей филигранной резьбой, лепкой, мозаикой, инкрустацией и позолотой. В отличие от базиликальных, центрические храмы представлены в Таиланде в основном мондопами и прасатами. В мондо-пах хранились священные тексты или некоторые другие святыни, например, «Отпечатки ног Будды». Прасат предназначался для особо почитаемых изображений Будды. Специальные прасаты строились для тронных залов тайских королей. Образцом мондопа может служить Махамондоп конца XVIII в. для хранения священных текстов в вате Пра Кео в Бангкоке. Квадратное кубообразное здание окружено колоннами и богато орнаментировано мозаикой темных тонов. Изящная семиярусная резная деревянная крыша-это разновидность чеди с маленьким колоколом и высоким шпилем — йот. Прасат, как правило, имеет крестообразный план. Каждая из ветвей креста перекрывается несколькими ярусами двускатных крыш. На их пересечении возводится венчающая башенка — в форме ступы. Главным тронным залом королевского дворца в Бангкоке служит Дусит Маха Прасат. На его белых стенах с золочеными мозаичными наличниками окон и входов лежит многоярусная красная с зеленым черепичная крыша.«Резные деревянные фронтоны позолочены. В центре крыши возвышается семиярусная, подобная чеди, башенка с высоким йотом. В отличие от тронных прасатов, культовые прасаты венчали башенки в форме пранга. Такое же завершение имеет прасат Пра Тепедон в бангкокском вате Пра Кео (рис. Бангкок. Ват Пра Кео. Прасат Пра Тепедон. Середина XIX в.). Он был построен в середине XIX в. для статуи нефритового Будды, а позднее превращен в своеобразный «пантеон» статуй королей царствующей и сейчас династии Чакри. Крестообразный в плане прасат Пра Тепедон обнесен рядом колонн н декорирован резными деталями, мозаикой н позолотой. Ступы и храмы в Таиланде были неотъемлемыми элементами ватов, то есть храмовых комплексов или монастырей. При разнообразии плановых решений ватов в их построении имеются некоторые закономерности. Планы ватов обычно были симметричными. Одна, а иногда и две оси симметрии, вдоль которых размещаются основные постройки, обязательны для вата или по крайней мере для его центрального ядра. Не все отдельные комплексы, подобно Аруну, имеют центральную крупную доминанту, позволяющую судить о композиции комплекса. О композиционной структуре комплекса можно судить в большинстве случаев, лишь войдя за ограду. К числу наиболее лаконичных ансамблей с одной осью симметрии принадлежит Ват Сакет в Бангкоке (рис. Бангкок. Ват Сакет. План.). Вдоль оси, перпендикулярно . чруг к другу стоят бот и вехан. Весь комплекс окружен невысокой каменной оградой, прямоугольной в плане. Вторая, внутренняя ограда, в виде крытой галереи окружает бот. В этой галерее располагались десятки одинаковых позолоченных статуй Будды. «Галереи будд» можно встретить почти во всех ватах; одна из крупнейших галерей находится в вате Сутат. На территории Сакета находятся также 12 небольших чеди, окружающих бот, и четыре саласа, представляющие собой крыши, приподнятые на столбах для защиты от солнца и дождя (Постройки этого типа широко распространены в Индо-Китае., например, бирманский зэят.). Характерные для Таиланда изысканные саласы можно видеть в вате Соманат. Иногда ват или основную группу его построек строили как центрическую композицию с двумя осями симметрии и главным сооружением вата на их пересечении. В вате Раджабопит в Бангкоке таким сооружением была золоченая чеди, стоящая в центре круглого двора. В другом бангкокском вате По, наиболее сложном в плане, в центре стоит бот, окруженный системой «галерей будд», с входящими в них четырьмя веханами. Не всем таиландским ватам свойственна геометрическая композиция плана. Некоторые из них, складывавшиеся постепенно. обладают более свободной композицией. К числу таких ансамблей относится ват Пра Кео в Бангкоке, строившийся около ста лет начиная с 1782 г. Здесь принцип осевого, симметричного размещения основных построек сочетается со свободной расстановкой подчиненных сооружений. Две группы построек aaJa связаны единой композиционной осью север-юг. Центром южной группы является бот со статуей нефритового Будды, стоящий на главной оси. Ллро северной группы составляют Маха-мондоп, ступа Пра Ратаначеди и прасат Пра Тепедон, расположенные на одной оси, перпендикулярной главной оси, и образующие уравновешенную по массам композицию с Махамондопом в центре. Главная ось подчеркнута еще двумя симметричными павильонами у северного входа. Прямоугольная площадка вата окружена традиционной галереей, расписанной на сюжеты Рамаяны. Живопись и скульптура занимают значительное место в композиции вата. Статуи демонов, львов, кинар (птицелюдей) и других фантастических существ охраняют входы в храмы, опоясывают основания построек, стоят как самостоятельные скульптуры. Высокое мастерство строителей Пра Кео, сумевших сочетать в едином законченном ансамбле ряд разнообразных сооружений. ставит этот комплекс в число выдающихся культовых ансамблей Таиланда. Гражданское зодчество феодального Таиланда представлено главным образом жилыми домами а также немногими королевскими дворцами, жилищами богатых феодалов и крепостными сооружениями. Таиландские жилые дома возводили из дерева и бамбука. Основу дома составляет каркас из брусьев или бамбука. Пол был приподнят над землей для защиты от воды, змей и диких животных. Стены и перегородки делали из матов, изготовленных из расщепленного бамбука или специально обработанных пальмовых листьев. Теми же материалами покрывали крыши. Стены и крыши более зажиточного населения делали из досок, часто тиковых. Такой тип жилища, дешевого и приспособленного для условий влажного тропического климата, формировался на протяжении ряда веков и сохранился до наших дней. Дерево было основным строительным материалом и для сооружения других гражданских построек, включая самые богатые из них-королевские дворцы. Описания королевских дворцов XVI-XVII вв. в Аютии и Бан Па Ине, а также незначительные остатки их свидетельствуют о том, что это были обширные комплексы построек различного назначения. Характер их планировки имел общие черты с планами развитых ватов. Парадные залы практически не отличались по своему облику от веханов, прасатов и моплопов, а жилые помещения напоминали обычные дома Гюгатых людей. Но благодаря своим размерам, богатству и выразительности архитектурного облика королевские дворцы занимали ведущее место в композиции таиландских столиц. С середины XVII в. в дворцовое зодчество Таиланда начали проникать мотивы западноевропейской архитектуры. Увлечение королей «западной экзотикой» привело к появлению в середине XIX в. причудливого Большого дворца Чакри (рис. Бангкок. Большой дворец Чакри. Середина XIX в.), центрального здания дворцового комплекса Бангкока, построенного английскими архитекторами в стиле Возрождения из белого и розового итальянского мрамора. Однако дворец не выглядит чужеродным элементом среди окружающих построек, так как он увенчан типичной таиландской крышей с тремя декоративными чеди над ризалитами. Вместе с Дусит Маха Прасатом Большой дворец образует парадную группу дворцового ансамбля. С востока к ней примыкает комплекс жилых зданий и приемных залов. Это самые старые дворцовые постройки, мало отличающиеся по облику от описанных выше культовых зданий. Частью дворцового ансамбля являются королевские сады и придворный ват Пра Кео. Близость дворцовой и культовой архитектуры феодального Таиланда явилась следствием художественного преломления идеи божественной власти короля, чье жилище строилось по тем же правилам, что и храмы-«жилища» богов. С другой стороны, и в храмовом и в дворцовом строительстве можно найти общие черты, идущие от национальных традиций возведения обычных жилых зданий. Общность дворцовых и культовых построек особенно четко проявляется в характере их декоративного убранства. Широкое применение декоративной скульптуры, мозаики, позолоты, настенной живописи свойственно всей таиландской монументальной архитектуре. Синтез скульптуры и архитектуры в Таиланде имеет различный характер. В одних случаях доминирует скульптура, а здание служит лишь своеобразным футляром для нее. Таковы храм Пра Монкол Бопит в Аютии, построенный в начале XVII в. над гигантской статуей сидящего Будды, и бот в вате По в Бангкоке, хранящий статую лежащего Будды длиной 46 м. Чаще же скульптура имеет подчиненное значение, подчеркивая отдельные элементы здания. Ряды пляшущих обезьян, демонов, птиц опоясывают основания ступ и зданий. Десятки скульптур сидящего Будды под крышами галерей создают ритмические декоративные пояса вокруг важнейших построек ватов. Большие статуи демонов-охранителей и священных животных акцентируют входы. Фронтоны выделяются барельефами, сплошь покрывающими тимпаны. Национальные традиции таиландского зодчества с развитыми декоративными началами продолжают жить и сейчас несмотря на применение железобетона и стекла, завоевывающих все более прочные позиции в современном строительстве страны. |
Другие новости: |
---|
|
|
|
Это интересно ( случайные факты) |
---|
Тайский солнечный календарь — официальный и наиболее распространённый календарь в Таиланде. Он был введён Чулалонгкорном в 1888 году (от Р.Х.), заменив тайский лунный календарь. Летосчисление ведется по буддистской эре (тайск. พุทธศักราช) (б.э), которая началась 543 годами ранее чем Христианская эра, поэтому 2010 год нашей эры по Григорианскому календарю является 2553 годом б.э. |
|