Религии Тайланда |
19.05.2010 19:17 |
Буддизм. Невозможно понять жизнь тайцев и тайское искусство без понимания роли буддизма, точно так же, как непонятно искусство Греции без знания мифологии, а западное — христианства. Считают, что Будда Сидхаратха Шакьямуни, с именем которого связано создание буддийского учения, был лицом историческим. Он родился в 560 г. до н. э. в семье правителя княжества Капилавасту в Индии. Его отец Шудходана полностью посвятил себя воспитанию единственного сына и запретил ему выходить за пределы дворца. В 16 лет принц женился на принцессе из соседнего княжества. В возрасте 28 лет принц впервые очутился за пределами дворца, и последовавшие за тем четыре встречи коренным образом изменили его представления о жизни: повстречав дряхлого старца, принц понял, что молодость скоротечна, увидев прокаженного, а затем мертвеца,- узнал, что в мире существуют болезни и смерть. При виде нищего он стал размышлять о причинах человеческих несчастий и страданий. Вернувшись домой, он узнал, что у него родился сын — Рахула. Он не смог остаться с любимой женой и сыном и, оставив мир, сделался странствующим монахом. Шесть лет он вел аскетический образ жизни: изнурял свое тело йогой, ограничивал себя в пище (нередко за весь день он съедал только одно зернышко риса). Вскоре он разуверился в возможности постижения истины путем умерщвления плоти. Тогда он посредством медитативных упражнений достиг «просветления» под деревом Бодхи. Так он стал Буддой, Просветленным, постигшим Мудрость, обретшим путь к спасению. Будда учил, что обычный человек должен избегать как крайностей аскетизма, так и гедонизма, все должно быть естественным и гармоничным. Наиболее приемлемый путь — это срединный путь. Жизнь — это бесконечная череда перерождений растений, животных, человека. Жизнь есть страдание: любовь, неудовлетворенные желания, болезни — все страдание. Путь для простого мирянина в цепи перерождений — добрые поступки, которые обеспечивают более высокий статус следующего рождения. Отречение от жизни есть отсутствие страданий, это и есть нирвана. Для тех, кто стремится достичь нирваны, необходима строгая самодисциплина. А что такое нирвана? Когда прекращается череда перерождений, прекращаются и страдания. Каким образом можно достичь этого? Нужно подавлять в себе все желания и чувства, хорошие и дурные. Нужно отказаться от всего и стать безразличным к смерти близких, к болезням, деньгам, к людям, ко всем земным радостям и невзгодам. Тот, кто в состоянии выдержать это, может достичь нирваны. Нирвана — это скорее негативная, чем позитивная идея. Нирвана — это завершение Цепи перерождений. Будда никогда не давал ответа на вопрос: что это — рай или ад? Вопрос не в том, чтобы понять, что такое нирвана, а в том, чтобы больше не рождаться. Поэтому идея нирваны малопонятна западному человеку. Это чисто буддийская концепция — в нее можно верить, а можно и не верить. Тайцы верят. Всю оставшуюся жизнь Будда странствовал и излагал свое учение. Он не читал проповеди, просто своим примером указывал путь другим. Он только отвечал на вопросы. Проповедование и стремление завоевать мир — это уже желание, заинтересованность в мирских делах. Будда же являл собою образец полного бесстрастия. Поэтому после него остались только немногочисленные записи его бесед, и то, как правило, в форме ответов на вопросы. В 483 г. д0 н. э. в возрасте 80 лет Будда умер. Совершенно очевидно, что после смерти Будды ученики стали приукрашивать его жизнь и не следовали строго его заветам. Жизнь Будды в народных рассказах обросла легендами. Будда был против идолопоклонства — ученики сразу же стали создавать его статуи, в священных местах возводить ступы. Храмы строились не просто как обители монахов, но как места поклонения Будде. Подать монаху — означает совершить благочестивый поступок. Монах принимает любую еду, не глядя, что подают. Монахи обязаны неукоснительно выполнять следующие три правила: Скрывать наготу одеждой, которую им дарят; В остальном они должны отказаться от всего. Даже в случае болезни, если достать лекарство трудно, монах должен смириться с мыслью о неизбежной смерти. Пребывание в монастыре и праведная жизнь вне его стен дают надежду на лучшую долю в следующем рождении. Грешники (преступники, убийцы, воры) рождаются низкими животными или несчастными людьми (нищими, калеками) и расплачиваются ШЬ I за совершенные в предыдущем рождении грехи. Последователи и толкователи учения Будды нирвану превратили в райскую обитель, имеющую семь уровней — каждый уровень соответствует количеству накопленных в течение жизни на земле заслуг. Если вы вели праведный образ жизни, то попадете на седьмой уровень, если за вами водятся кое-какие грешки — вам дорога на первый уровень, который, впрочем, лучше преисподней, где черти сажают грешников на кол или заставляют прыгать по кактусам. В I в. в буддийской религии произошел раскол. 500 лет спустя после смерти Будды определенная часть монахов стала претендовать на роль единственных толкователей его учения. Была разработана новая концепция бодхисатвы, то есть святого. Согласно ей, бодхисатва — святой, готовый достичь нирваны, отказывается от этого и остается на земле, чтобы помочь прийти к просветлению другим. Монахи назвали новое учение махаяной, что переводится как «большая колесница» и означает «широкий путь спасения». Махаяна стала распространяться в Китае и во Вьетнаме в III в. Буддизм маха-яны впитал культ предков и конфуцианскую концепцию. Отличается присутствием в его пантеоне святых, приравненных к богам. Буддизм, практикуемый в Таиланде, Мьянме (Бирме), Лаосе и Камбодже, получил название хинаяна, или «малая колесница», «узкий путь спасения». В буд-лийском учении существует несколько правил, в отношении которых недопустим пренебрежительный тон: * женщина не должна никогда показывать свои ноги (даже очень красивые); Тайский Буддизм. В XIII в. в Таиланде официально был признан буддизм хинаяны. С тех времен родилась поговорка: «Буддизм — религия тайцев, и быть тайцем — все равно что быть буддистом». В настоящее время в Таиланде насчитывается более 30 тыс. монастырей и 300 тыс. монахов и послушников. Как и все другие религии, буддизм остро нуждается в обновлении и приспособлении к нуждам сегодняшнего дня. Современная жизнь в городе, да и в деревне оставляет мало времени для религии. Это не значит, что тайцы верят меньше — они все равно остаются буддистами, но они меньше ходят в храм. Только 4,5% жителей города и 13% деревни регулярно посещают монастырь. По-прежнему значение монахов велико в жизни тайцев: женитьба обязательно освящается религией, умершие кремируются в монастыре, при каждом монастыре существует бесплатная школа для бедноты. Многие иностранцы считают себя вправе безнаказанно совершать поступки, которые в глазах тайцев выглядят святотатством. Результаты последуют не сразу (как все в Азии), но последуют обязательно. Ничто не проходит бесследно. Иностранец уже давно забыл о случившемся, для него — лишь досадном недоразумении, и не понимает, почему вдруг у него украли паспорт или придираются иммиграционные службы. Анимизм. Со времен восшествия на престол династии Чакри тайцы убеждены, что сохранением независимости они обязаны покровительству божества по имени Сиам Тхеватхират. В дни са-мых страшных испытаний для страны к нему обращал молитвы с просьбой о помощи король. Начиная с XIII в. по МеРе распространения буддизма традиционные анимистические представления не утрачивали своего зна-Чения для тайцев, как и для большинства современных народов — последователей мировых религий, например славян. Они существовали как бы параллельно, а зачастую и преобладали в системе ценностей. У тайцев Пхра Тяо (принц неба) — творец мира и человека. Уличив однажды человека в беспечности, он обрек его на тяжелый труд на рисовых полях (это нам уже кое-что напоминает). В повседневной жизни таец окружен огромным количеством разных злобных существ, когда-то бывших людьми до того дурными, что в наказание они были обречены на вечное или временное скитание в потустороннем мире. Существует и рай, но в нем человек может находиться лишь некоторое время — до нового рождения. Духи существуют повсюду в природе: в деревьях, в водоемах, в жилищах людей. Эти верования передаются из поколения в поколение в форме устных рассказов, поэтому неизбежно появление множества толкований, разнящихся в зависимости от места происхождения и характера самого рассказчика. Чтобы снискать расположение духов, для них сооружают маленький домик в саду. Следует помнить: * запрещено шутить по поводу домика духов, последствия могут быть более страшными, чем в случае проявления неуважения к изображению Будды; Если, несмотря на все подношения, дух начинает проявлять враждебность по отношению к человеку, остается одно средство — позвать на помощь монаха. Тогда монахи совершат в доме обряд изгнания духов с помощью молитв и очищения водой. В особых случаях и сам человек должен пройти обряд очищения водой. Если же и это не помогает, то, значит, в предыдущем рождении были совершены страшные прегрешения. Из такой ситуации есть только один выход — уход в монастырь. Если и после этого несчастья не оставляют человека — значит, он должен оставаться в монастыре всю свою жизнь. Монахи, как и все тайцы, должны почтительно относиться к духам, хотя сам Будда говорил о том, что никаких духов не существует. Однако монахов приглашают для решения житейских проблем, и они должны быть готовыми к этому. Монахи нередко выступают даже в качестве астрологов: они помогают угадать правильный номер в лотерее, советуют, в какой день лучше жениться, подписать контракт, отправиться в путешествие, совершить государственный переворот... Верование тайцев. Это смесь различных религиозных представлений и философских концепций. Основное же — вера китайцев в культ предков. Место, куда направляются души умерших, похоже на землю, с той лишь разницей, что там нельзя ничего заработать себе на жизнь. Условия существования там зависят напрямую от усилий родственников на земле, дети обеспечивают всем необходимым своих умерших родителей, причем делать это могут только сыновья. Поэтому китайцы так мечтают о рождении сына и горюют по поводу появления на свет дочери. Отсюда и устойчивость традиции многоженства: чем больше жен, тем больше и сыновей. Во время празднования китайского Нового года в феврале перед каждым домом устанавливают жаровни и сжигают на них имитацию необходимых в жизни предметов, предназначенных для предков: ненастоящие деньги, дома из бумаги и т. д. Дым от сожженных вещей как бы переносит их в мир предков. Так же выставляют и пищу, запахом от которой и питаются души, затем ее тут же съедают все собравшиеся члены семьи, имитируя совместную с предками трапезу. Китайцы верят в то, что души предков, которым не уделяли должного внимания, могут превратиться в привидения и частенько навещать людей, особенно родственников. Поэтому китайцы панически боятся разговоров о привидениях, и ни в коем случае нельзя шутить по этому поводу. К культу предков следует добавить и учение Конфуция, который жил с 551-го по 479 г. до н. э. и был современником Будды. Основу этого учения кратко можно сформулировать так: согласно Конфуцию, общество должно строиться по принципу подчинения детей отцу, женщины — мужу, простолюдинов — государю. В обмен на полное подчинение отец, муж, государь берут на себя обязанность справедливого и мудрого управления. Индуизм. Индуизм оказал огромное влияние на Камбоджу, меньшее — на Таиланд. После появления «Рамакиана» — тайской версии «Рамаяны» — индуистская мифология стала проникать и в тайский буддизм, христианство и ислам. Другие религии. В Таиланде насчитывается около 300 тыс. верующих — христиан. Среди них вьетнамцы — мигранты времен колонизации, китайцы и покоренные горные народы. Не было ни одного случая обращения в христианскую веру тайцев. Ислам исповедуют примерно 1,5 млн. уроженцев малайского юга страны и несколько тысяч жителей Бангкока. Эти две религии не оказали никакого влияния и никак не соприкасаются с буддизмом. Буддизм, анимистические верования, индуизм и представления китайцев нашли отражение в тайском искусстве и в жизни монастырей. Так, стены монастыря могут украшать сцены из индуистского эпоса («Рамакиан») и изображения животных из индуистской мифологии (нагов, кинна-ров и т. д.). Китайское начало проявляется, например, в признании тайцами святого Кван Йина, анимизм — в занятии монахами астрологией. Исторически в Сиаме существовало две культуры: придворная, основанная на буддийских ценностях и впитавшая в себя также элементы индуизма, проникшие на территорию нынешнего Таиланда через существовавшие здесь ранее индуинизированные государства, подобные древнему Ангкору, другая культура — это культура крестьянской деревни с народными песнями и танцами (самый известный из них — рамвонг. В который наверняка гостеприимные хозяева вовлекут и иностранных туристов), верой в духов, сказками, обрядами сельскохозяйственного цикла и цикла человеческой жизни. К придворной культуре можно отнести тайский классический театр, архитектуру буддийских монастырей, настенные фрески храмов, прекрасные скульптурные изображения Будды. К народной культуре можно отнести помимо вышеназванного, народные промыслы — изготовление предметов обихода, обработка дерева, домашнее шелкоткачество, плетение из лозы и ротанга и многое другое. |
|
|
|
Это интересно ( случайные факты) |
---|
В Аютхайе растет знаменитое мангровое дерево, в корнях которого расположена голова Будды. По преданиям, эту голову отбил у статуи залетный черно копатель, и когда он нес ее в ночной темноте Аютхайи то почувствовал внезапный прилив страха, ужаса. Наверное, разгневался на него просветленный дух. |
|