Вся Болгария одним кликом. Недвижимость, культура.

  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Decrease font size
  • Default font size
  • Increase font size
  • default color
  • red color
  • green color
Навигатор: FINDBG.RU arrow Новости Культуры arrow Атанасов день: «Уходи зима, пусть лето приходит!»
Еще по теме:

Атанасов день: «Уходи зима, пусть лето приходит!»

19.01.2008 г.

В болгарском народном праздничном календаре 18 января чествуется День Святого Афанасия. Почему почитается этот святой и как отмечается этот день, вы узнаете из нашей передачи.

Говорят, что на свой праздник – 18 января, Святой Атанас снимает свою толстую шубу, надевает шелковую рубашку и поднимается высоко в горы. В это время – в середине января – в Болгарии горы покрыты снегом. Атанасов день приходится как раз на середину зимы. Но когда Святой Атанас в этот день уходит в горы, он кричит: «Уходи зима, пусть лето приходит». Заслышав это, зима начинает готовиться к уходу, а лето собирается придти снова к людям. Поэтому на Атанасов день земледельцы надеются, с одной стороны, что глубокий снег не сойдет еще долгое время, но, с другой, уже думают о лете. Под глубоким снегом рождается толстый ломоть хлеба, т.е. богатый урожай пшеницы. Поэтому на Атанасов день женщины когда-то приготавливали обрядовый хлеб с украшениями – символами плодородия. Но на Атанасов день месили еще один вид обрядового хлеба - только в нескольких селах района гор Сакар, в Юго-Восточной Болгарии. Этот хлеб называли «Богова пита» – «Божья лепешка», так как он служил знаком, что люди будут просить Божьего благословения. Этот хлеб скреплял новое, необыкновенное родство. Родными становились два человека, не имеющих кровной связи. Посредством специального ритуала они становились самыми близкими родными – если это были мужчины – они превращались в братьев по духу – побратимов. А если это были мужчина и женщина, они становились духовными братом и сестрой. Они уже не могли влюбляться или венчаться друг за друга. Если же они нарушат этот обет, то случится несчастье: согласно поверью, у них, как у женатых кровных брата с сестрой, родятся дети-чудовища.

После ритуала побратимами становились не только эти два человека, но их семьи, и даже их дети. Почему было необходимо такое необыкновенное и судьбоносное родство? По традиции, такой обряд совершался в двух случаях. В первом это требовали лечебные ритуалы, когда больной должен получить поддержку от другого человека, не родственника, и с этого момента оба становились родными символически. Во втором случае, причина – не болезнь, а какая-нибудь большая беда. Если кто-то оказался в опасной ситуации, а другой, рискуя своей жизнью, спас его, это связывает их навсегда. Общее несчастье сближало избавленного и спасителя так, как бы их связало кровное родство. И когда неприятности оставались позади, спасенный давал обет, что будет хранить признательность всю свою жизнь и даже передаст ее своим детям. А тот, кто уже принял ответственность за жизнь другого, посредством ритуала обрекался поддерживать его и впредь. Он тоже передавал эти обязанности своим детям. Вот почему побратимами становились обе семьи.

Исцеленный или спасенный приглашал очень торжественно своего избавителя и его семью на обрядовую трапезу в своем доме. Трапезу и весь ритуал освящал священник. Двое, кто становились побратимами, скрепляли свое родство небольшими на первый взгляд священнодействиями, которые, однако, имели очень глубокий смысл. Сначала они обменивались зажженными свечами, а потом закрепляли свечи с двух сторон домашнего очага – «сердца» дома и семьи. Так побратимство скреплялось огнем – самой божественной и животворящей силой, согласно народному верованию.

Потом двое побратимов разламывали на равные половины Богову питу – Божью лепешку, так как хлеб – это другой «бог» для болгар. На этом обрядовом хлебе был «нарисован» тестом рельефный знак побратимства – две нити, которые переплетаются, а потом сливаются в одну. Половину хлеба клали на обрядовую трапезу, а другую – перед домашней иконой. Вторую, таким образом, два раза освященную половину хлеба хозяин дарил гостю, чтобы тот отнес ее в свой дом. В это время остальные родственники стояли почтительно около главных действующих лиц ритуала. Лишь после этого все садились вокруг трапезы и отмечали новое родство.

Ритуал побратимства можно было исполнять только на несколько праздников. Один из них – это Атанасов день, потому что болгары верили, что Святой Атанас – брат-близнец Святого Антона, чей день отмечается 17 января. Оба они работали дружно кузнецами, – гласит народное поверье. Поэтому исполненный 18 января ритуал побратимства привлекал покровительство обоих святых, вместе с Божьим благословением. Согласно другому поверью, оба святых имели власть и над болезнями. В Пиринском крае верили, что на Антонов день все болезни собираются вместе, а на Атанасов день спускаются к людям. И чтобы умилостивить и болезни, и их повелителей, когда-то болгары приготавливали специальные обрядовые хлебы. Затем они намазывали их медом и раздавали родным и соседям. А в других селах на Атанасов день приготавливали погачу – вид хлеба, на которой женщины рисовали знаки-символы богатого урожая и благоденствия в доме и хозяйстве в будущем новом сельскохозяйственном сезоне.

http://www.bnr.bg

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Ссылка Изображение Цитата


Защитный код
Обновить

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Регистрация на сайте предоставляет Вам возможность участвовать в его наполнении: добавлять ссылки в каталог, загружать Ваши фотографии о Болгарии в фотогалерею сайта или внести свое предложение о продаже недвижимости в Болгарии.