На болгарских землях обнаружено древнейший золотой клад в мире – Варненское. Древние фракийские золотые и серебряные сосуды, маски, венки – среди самых ценных образцов культурного наследия Болгарии. Это тысячелетние корни ювелирного искусства, которое получило новый расцвет в эпоху Возрождения.
О том, что производили болгарские мастера-ювелиры эпохи Возрождения, можно узнать из народных песен. В различных вариантах рассказывается, как девушка пошла к мастерам и заказала „на шею - золотое ожерелье“, „на руки - витые браслеты“, „на палец – перстень золотой“. А более необычный сюжет из Фрайкийской области воспевает мастера-ювелира, который путешествует и продает золотые крестики. Здесь идет речь об изготовлении церковной утвари – предметов, связанных с богослужением и христианскими храмами. Щедрые дарители заказывали оклады из серебра и золота для церковных икон. Но наиболее массово ювелиры изготавливали убранство. В народных песнях, обычно, говорится о золотых украшениях. На практике, однако, золото было доступно немногим, чаще использовалось серебро или металлические сплавы. Но в песнях золотые украшения имеют символический смысл.
В традиционной болгарской культуре золото было земным символом солнца – источника жизни, плодородия и благоденствия. Эту символику можно увидеть и в песнях о золотом девичьем убранстве. Сами тексты песен намекают, что, заказывая золотые украшения, девушка готовится к замужеству. Она хочет, чтобы сваты, придя за ней, восхитились девушкой-чудо. И чудо не только в ее сияющей красоте. Золотые украшения – знак животворящего начала, которое кроется в каждой девушке – будущей невесте и матери. Это видно и по чудодейственному способу, по которому золото само появляется у девушки, когда ей приходит время выходить замуж. Подметая двор в ожидании сватов, девушка неожиданно находит золотое перо, золотые зерна или золотое яблоко – все это свадебные символы. Именно это золото девушка относит ювелирам, чтобы они изготовили из него украшения.
Интересно, как фольклор оценивает мастерство ювелиров. В одной обрядовой песне поется о девушке, которая бросает вызов ювелиру доказать, что он – поистине искусный мастер. Она предлагает дать ему только одну золотую монету, а он из нее должен выковать ожерелье, браслеты и перстень. Молодой ювелир Георги бросает ей обратный вызов – он даст девушке горсть шерсти, а она должна спрясть и соткать ее так тонко и изящно, чтобы ткани хватило на целый набор одежды – от рубашки до безрукавки. Целью вызова было доказать, что они равны по умениям и достойны друг друга, чтобы сыграть свадьбу. В сущности, оба должны изготовить традиционные свадебные дары.
Подобный сюжет можно встретить и в одной обрядовой свадебной песне. Девушка спрашивает своего будущего жениха: „Ты выковал мне „пафти“? (декоративная металлическая застежка для женского пояса). А он отвечает, что пафти уже готовы, но все еще не позолочены, потому что он обошел всех ювелиров, но не нашел „чистого золота“. И в свою очередь спрашивает свою будущую невесту, сшила ли она ему свадебную рубашку. А она отвечает, что рубашка уже готова, но не успела она украсить ее узором, потому что обошла она всех торговцев, но не нашла нигде „чистого шелка“. Таким образом, украшения здесь – опять-таки свадебные символы, а требование, чтобы были они из „чистого золота“, свидетельствуют о верховной значимости свадьбы, как начала новой жизни.
Кроме убранства, украшения были и чем-то вроде „щита“ для женской красоты. Когда-то болгары верили, что украшения отвлекают взгляды от лица девушки и, таким образом, предохраняют ее от сглаза. Мастера-ювелиры были очень изобретательны, и изготавливали различные украшения, отвечающие местной народной одежде каждого села и региона. Это порождало множество вариаций украшений и их названий. Но, в общих линиях, лоб украшали венки и брошки, у висков и у подбородка трепетали подвески, ожерелья охватывали шею и опускались на грудь. А далее следовали металлические пуговицы и пояса, широкие браслеты и тяжелые перстни. Эти изящные украшения передавались из поколения в поколение. Сегодня их многообразие можно увидеть только в этнографических музеях.
http://www.bnr.bg |