Joomla! Україна |
Монастыри Болгарии |
![]() |
![]() |
![]() |
Первые христианские монастыри в Болгарии были созданы в IX веке нашей эры. Прологом просветительской миссии монастырей можно считать 886 год, когда князь Борис - поселил в новопостроенном монастыре Св. Пантелеймона (недалеко от города Преслава) учеников великих Кирилла и Мефодия.
Так возникла первая староболгарская литературная школа, вошедшая в историю под названием Плиско-Преславской. Не меньшую роль сыграл и основанный Климентом Охридским другой монастырь Св. Пантелеймона (в окрестностях города Охрида, ныне это территория Республики Македония), который по праву считается староболгарской "академией". Именно в монастырях сформировались Тырновская и Килифаревская школы живописи - одни из самых крупных средневековых художественных школ восточного православия. К концу XVIII века в монастырях появились три новые художественные школы - Тревненская, Самоковская и Банская, развитие которых непосредственно связано с болгарским Возрождением. Монастыри - это сама болгарская история, начиная с их деятельности по утверждению славянской письменности и культуры, с их важной роли в борьбе против византийских поработителей (XI - XII вв.) и кончая славными, исполненными трагизма страницами, которые были вписаны не только монастырями, но и всем болгарским народом в историю противостояния османскому порабощению. На пути исторического развития Болгарии ее монастыри играли намного большую роль, нежели привычные религиозные институты. За их стенами философы, писатели, просветители, в том числе и посвященные в сан, хранили и продолжали не просто религию, но культуру народа, впоследствии переросшую в национальное самосознание, которое помогло болгарскому народу уцелеть, выжить, сохранить свою сущность в тяжелые пять веков чужеземного ига. Вот почему, если мы скажем, что монастыри были очагами письменности и просвещения, храмами искусства памятниками архитектуры, это будет верно, но этим будет сказано не все. Вскоре после основания первых монастырей на болгарских землях судьба распорядилась, чтобы они были втянуты в острые политические конфликты, имевшие в эпоху средневековья единственное разрешение: один из противников бывал разгромлен и порабощен другим... А соперником Болгарии была сама Византия. По вполне объяснимым причинам монастыри - центры создания письменности и литературы болгарского народа стали оплотом его самых сокровенных чаяний и надежд. И потому без преувеличений можно сказать, что монастыри -это сама болгарская история, начиная с их деятельности по утверждению славянской письменности и культуры, с их важной роли в борьбе против византийских поработителей / 11-12 вв. / и кончая славными, исполненными трагизма страницами, которые были вписаны не только монастырями, но и всем болгарским народом в историю противостояния игу / 14-19 вв /. Это летопись величайших испытаний, выпавших на долю Болгарии. Таким образом, все то, что следовало бы называть "культурой, создаваемой в монастырях" , по существу представляет собой органическую часть подлинно народной культуры - культуры, создаваемой самим народом. Невозможно до конца понять историю болгарских - монастырей, характер их деятельности, место, занимаемое в национальном сознании, не вникнув в глубину исторических судеб болгарского народа. Монастыри Болгарии с самого их основания пред- ставляли собой нечто больше чем религиозные институты, глухие обители, куда удаляются от соблазнов мирской жизни, чтобы окунуться в атмосферу религиозного экстаза.
|
|