Интересно? Поделись с друзьями
в социальных сетях:


Joomla! Україна

Еньовдень

PDF Печать E-mail



Как гласит болгарская поговорка, от каждой болезни есть лекарство. У лекарственных трав - не только целебное, но и магическое действие, - говорят в народе. Они могут собирать и разлучать влюбленных, предохраняют от сглаза и болезней. Согласно болгарскому народному поверью, в день летнего солнцестояния дикие лекарственные травы достигают своей наибольшей целебной силы, а затем начинают постепенно терять ее.

 

Эту кульминацию болгары отмечают фольклорным праздником Еньовдень - Иван-Купала – 24 июня, а христианская церковь чествует рождение Святого Иоанна Крестителя. Астрономически этот праздник связан с днем летнего солнцестояния, которое отмечался с самых древних времен во всех европейских культурах. Об интересных обычаях, связанных с лекарственными травами, а также о гаданиях на праздник Еньовдень, пойдет речь в сегодняшней передаче “У истоков фольклора”.

Первоначально, 24 июня отмечался праздник Солнца и огня. Позже христианство связало его с рождением Святого Иоанна Предтечи. Древние ритуалы получили новое имя, и во всей Европе разжигались обрядовые «святые костры» в честь Иоанна.

Известный болгарский исследователь древности Иван Венедиктов в своей книге «Медное гумно» сравнивает, как праздновали болгары, греки и русские еще во времена Средневековья. Они устраивали буйные ночные празднества с танцами и музыкой, выпадали в опьянение и совершали гадательные ритуалы с огнем и водой. Со времен болгарского царя Борила, который жил в 13 веке, сохранилось письменное свидетельство о совершаемых ночных «таинствах» и «прорицаниях» при помощи «лекарственных трав» и «хитростей» (магии).

Приблизительно в то же время византийский комментатор Балсамон описывает греческий обычай Клидон, который, до известной степени, совпадает с практикуемым и до наших дней болгарским обычаем «Еньова буля» («Невеста Еньо»). В нем маленькая девочка, одетая как невеста, участвует в ритуале гадания. Не глядя, она вынимает предметы из сосуда с водой участников ритуала, и изрекает пожелания. Разница в том, что болгарский обряд выполняется только женщинами, в то время как в греческом участвуют и мужчины. Сходный буйный женский праздник с танцами, песнями и очищающими обрядами в честь божества Купало описан и в России в ХVІ веке.
Древние чествования летнего солнцестояния были заклеймены церковью, из ночных они начали отмечаться днем, традиция продолжилась до ХІХ века. А по старой традиции болгары собирают на праздник Еньовдень лекарственные травы на чай.

В Еньовдень народные целители ходили по полям и лесам и собирали запасы различных целебных трав на весь год. Бытует поверье, что для лекарства необходимо собрать 77 видов растений, а половинкой наугад оторванного стебля лечат “неведомую болезнь”. Согласно обычаю, люди, лечащие целебными травами, начинали собирать их рано поутру - еще до восхода солнца, идя известными только им тропинками. Вероятнее всего, так когда-то сохранялись места, где росли редкие целебные растения.

Самый яркий пример - с лекарственным растением разрыв-трава, клевером с четырьмя листиками. Люди верили, что оно обладает магической способностью отмыкать и замыкать двери к счастью каждого человека. Но найти эту таинственную траву могли лишь черепахи. Поэтому люди находили гнездо черепах и огораживали его ветками. Это заставляло черепаху найти стебель разрыв-травы - тогда препятствие падало. Именно таким образом люди, лечащие целебными травами, добывали эту магическую лекарственную траву.

На Еньовдень особенно старательно лекарственные травы собирали и незамужние девушки. Для своих девичьих букетов девушки собирали так называемые “любовные волшебные травы” - лесную дурман траву и полевой ландыш. Люди верили, что они помогают разжечь и сохранить любовь холостяков. Другие лекарственные травы предохраняли красивых девушек от завистливых глаз и сглазу. Поэтому девушки вплетали эти цветы и целебные травы в свои девичьи букеты и всегда носили их с собой.

Третья группа целебных трав предохраняла девушек от похищений мифическими змеями. Как гласит предание, крылатые чудовища влюбляются в самых красивых девушек села, а девушка, которая понравилась змею, скоро начинает чахнуть, а затем умирает. Согласно этому поверью, самой большой силой против змея обладают садовый ирис, горечавка и дикий цветок оносма. Во многих вариантах народных песен рассказывается о молодой замужней женщине, которая спасается от змея-похитителя, заставляя его хитростью пройти под венком из лекарственных трав или же, спрятавшись от него в телеге, полной целебными травами.

На праздник Еньовдень все ищут маленький желтый лесной цветок, названный подмаренник. Подмаренник расцветает почти перед самим праздником и считается символом здоровья и долголетия. Поэтому еще накануне Еньовдня все женщины - старушки, девицы и дети начинали собирать подмаренник. Он - самый важный из всех целебных трав, которые собирались в этот день. Подмаренник обязательно вплетался в большой общий венок из целебных трав, который женщины начинали плести еще ранним утром. После того все жители села проходили через него, чтобы быть здоровыми в течение всего года, защищенными от мифических злых дыханий, а также для долголетия.

Собранными лекарственными травами обвивали ветви яблони, груши и других фруктовых деревьев, которые несли благоденствие людям. Сплетенные в Еньовдень венки из целебных трав хранили и после праздника. Их высушивали и сохраняли в своих домах в течение всего года - как домашнюю целебную аптеку и для здоровья обитателей дома.

Существует народное поверье о том, как появились целебные травы. Оно гласит, что когда Бог сотворил человека из глины, дьявол решил испакостить божье творение и продырявил пальцем тело человека. Но, увидев это, Господь вложил в каждую дырку связку трав, и благословил их - чтоб стали они целебными.

Собирание целебных трав - основной ритуал накануне Еньовдня. Для каждого момента праздника существуют специальные обрядовые песни, повествующие о чудодейственной силе целебных трав. В одной из песен, приуроченных к празднику, рассказывается, как сам его патрон - Святой Еньо отправился собирать травы. Но посредине пути встретился он со своей матушкой, которая молвила ему вернуться домой, так как люди уже собрали все травы.

Вера, что в этот день целебные растения приобретают наибольшую свою силу, объясняется также и поверьем, что накануне Еньовдня само Солнце окунается в источник с волшебной живой водой, и когда поднимается в небо, стряхивает с себя капли, и они спадают росой на луга. Поэтому в Еньовдень каждый спешил рано утром выйти в поле и умыться живительной росой - чтобы больные выздоровели, а здоровые были спокойны, что в течение года они будут бодрыми и жизненными. После этого первого ритуала, купание продолжалось - на этот раз по-настоящему - в реках и источниках.

Источник: Болгарское Национальное Радио

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

security code
Введите код написанный выше


busy
 
 Гражданин мира - Портал о туризме и отдыхе.,

Copyright © "Вся Болгария одним кликом" 2006-2010. Для контактов: E-mail: [email protected] Перепечатка материалов сайта разрешается и приветствуется при обязательном указании источника: "FINDBG.RU - Поисковый портал по Болгарии - Болгария одним кликом" и адреса:

Если Вы являетесь правообладателем текстовых или фото материалов портала и против размещения данных материалов на страницах данного сайта свяжитесь по [email protected] и данный материал будет удален.