Осень – сезон сбора винограда. В Болгарии традиционный народный календарь «рекомендует», чтобы сбор винограда начинался на Крестов день – 14 сентября (Воздвижение Креста Господня), хотя современное сельское хозяйство имеет свой график – из-за различных сортов винограда и изменений климата. Но традиция отмечать Крестов день, как день сбора винограда, жива и до сих пор.
Чтобы собрать богатый урожай, все лето необходимо усердно работать. «Винограднику нужна не молитва, а мотыга», - утверждает народная поговорка, которая и в наши дни используется, когда речь идет об усиленной и тяжелой работе. Сезон винограда начинается еще тогда, когда зима только-только уступает место весне – в первые дни февраля. Тогда, песнями, играми и плясками ритуально чествуется первое «зарезание» виноградных лоз – на праздник Трифона Зарезана. Это ставит начало новому земледельческому циклу. И лишь восемь месяцев спустя, когда приходит время собирать сочные и ароматные гроздья винограда, наступает повод праздновать снова. С рассветом солнца, мужчины и женщины, одетые в свою самую нарядную и красивую одежду, отправляются к виноградникам, поя по дороге песни. Так, сбор винограда начинается с общего веселья. Но людям нельзя терять время. После этого праздничного начала они начинают работать. В некоторых районах существует обычай в этот день не пробовать красный виноград. Там люди пробуют плоды своего труда лишь после Крестова дня, когда священник освящает гумна, дома и праздничные трапезы.
Годы изнурительного труда делят посадку лозы от первого сбора урожая. Поэтому выращивание лозы считалось одной из самых тяжелых проверок готовности парня к женитьбе. Этот сюжет в различных вариантах встречается в народных песнях и сказках. Мы выбрали для вас сюжет одной песни. Красивая девушка, мечта всех холостяков села, заявила, что выйдет замуж за того, кто посадит «белую лозу на белом камне», - поется в песне. «Мучалось все село – кто год, кто полгода, а один сорвиголова – три с половиной». Холостякам пытались помочь все жители, но никто не сумел выполнить сложную задачу, которую поставила девушка. Только тот самый сорвиголова справился с условием и взял девушку в жены. Конечно, посадка лозы в данном случае – знак упорности кандидата в женихи, но в то же время знак, что он уже имеет свое поле и готов вступить в брак. А вот почему именно лоза становится предсвадебным испытанием для холостяков? Кроме чисто земледельческого усилия для ее выращивания, лоза и виноград имеют и другую символику.
В народных песнях встречается и такой пример: «белая девица белый виноград сажала…». В этом случае, однако, речь идет не об испытании, а о вызове. Девушка сажает лозу, которая, когда вырастет, станет крышей ее будущего дома, - поется в песне. Молодой пастух видит этот знак и издалека кричит «моей будет девушка». А в другой песне рассказывается, как лоза выросла и обвила целый город. Но была это «не лоза винная, а была - Енкя девушка», - становится ясно из песни. Девушка тихо говорит своему избраннику, что приготовила уже свадебные дары для многочисленных сватов и для него самого.
«Дал Господь урожай изобильный, и наполнили мы девять погребов вином пенистым», - таков поэтический образ богатого урожая винограда. Этот триумф плодородия, однако, ведет за собой следующий, еще больший триумф. «Где упадет капля вина этого пенистого, там вырастет дерево лавровое, а ветви его достигнут самого ясного неба», - поется в обрядовой песне, которая исполняется на свадебной трапезе. Это дерево, вырастающее из капли вина, в сущности, – дерево жизни, образ мира и космического порядка, в который вписывается и человек. В то же время – это родословное дерево. Ему соответствует один из самых важных обрядовых предметов в традиционной болгарской свадьбе – свадебное деревце – вечнозеленая веточка самшита, украшенная яблоками, сушеными фруктами и гирляндами из кукурузы, воткнутая в большую погачу – это обрядовый хлеб – все это символы родовитости и благоденствия. Свадебное деревце присутствует во всех свадебных ритуалах и занимает центральное место на праздничной трапезе. Оно – знак нового жизненного начала, которое ставит молодая семья. Поэтому песни величают вино, рассказывая, что наливают его в золотые и серебряные чаши, хотя и на самой богатой сельской трапезе вряд ли стояла посуда из настоящего золота и серебра. Более реалистически звучит другая свадебная трапезная песня, в которой пенистое вино полнит «кованое ведро» - обычный для сельского дома большой медный сосуд, и, таким образом, в песне подчеркивается изобилие вина на свадьбе. Если же проследить за всем циклом свадебных обрядовых песен, видно, что вино присутствует в каждом этапе свадебных ритуалов. “Бъклица” - баклажка вина – первый знак согласия – еще когда сваты идут просить руку девушки у ее родителей и договариваются о свадьбе. Баклажкой вина приглашают кума – самого важного спутника и покровителя молодой семьи. А, как завершение традиционных трехдневных свадебных обрядов, мать девушки посылает в дар свекрови «вино с медом». Спустя недолгое время баклажка с вином будет знаком первого рожденного ребенка и его крещения. Весь житейский путь человека, каждый ключевой момент от рождения до смерти, даже поминки, сопровождаются вином – ритуальным напитком, в котором болгары видят отраженным весь мир. Поэтому, начало сбора винограда – не столь сельскохозяйственное событие, сколько начало нового цикла в непрестанном круговороте жизни.
Если Вы являетесь правообладателем текстовых или фото материалов портала и против размещения данных материалов на страницах данного сайта свяжитесь по [email protected] и данный материал будет удален.