Гражданин мира Болгарские Обычаи и Обряды Жатвенные обычаи к празднику Летнего Афанасия

Интересно? Поделись с друзьями
в социальных сетях:


Joomla! Україна

Жатвенные обычаи к празднику Летнего Афанасия

PDF Печать E-mail



В традиционном болгарском календаре очень популярен праздник Летнего Святого Атанаса (или Афанасия) – 5 июля. Этот день болгары называют “средилято”, т.е. середина лета. Но существует поверье, что в этот день Святой Атанас надевал кожух и шел звать зиму. Так, в один и тот же день как бы завершается годовой круговорот природы. Именно в этот момент наступает кульминация в годовом земледельческом цикле. 


В некоторых районах Болгарии называют летнего Святого Атанаса “жнецом”, так как обычно с этого дня начинается жатва. После многих месяцев тяжелого труда, приходит время собирать плоды. Поэтому жатва – это не просто работа в полях, а целый ритуал.

 

Жатвенный ритуал в буквальном смысле – единственно сплетение пшеничной “бороды” – это коса из специально подобранных колосьев пшеницы. Называли ее еще “царь поля” или “букет”. Еще во время жатвы жнецы искали и собирали колосья, выросшие по два из одного зерна, из общего корня. Их оставляли не срезанными – чтобы они так сказать, “предохраняли” поле, до конца жатвы. Лишь в конце, соблюдая специальный ритуал, сопровождаемый песнями, их срезали, заплетали вместе с полевыми цветами и перевязывали красой нитью. Это и есть так называемая “борода” или “букет”. В некоторых районах ее называли даже “божья борода”, так как рождение двух колосьев из одного корня воспринималось как Божий знак исключительной плодовитости. “Бороду” прикрепляли к столбу, вбитому посередине тока, к которому привязывали скот при молотьбе. А когда подходило время нового осеннего посева, брали зерна из пшеничной бороды и смешивали их с остальными. Так они передавали семенам для посева свою плодовитость и силу, а вместе с этим – и Божье благословение.

Обряд с пшеничной бородой – это кульминация и конец всего периода жатвы, потому что прозаическая работа жнецов превращалась в ритуал посредством песен, которые пели во все время работы жницы. Эти песни исполнялись единственно в поле и по дороге между полем и селом. По окончании жатвы эти песни “оставались” в полях. Один из болгарских этнологов, занимавшихся записями песен жнецов в Сливенском крае, Южной Болгарии, описывал, как женщины меняли свой стиль пения, когда находились в поле. В этой естественной среде, в поле, жницы возвышали голос и пели громче и в более высоком регистре, чем при исполнении тех же песен дома, в закрытом пространстве. Звучный голос, который оглашал песней все поле и слышался далеко, когда-то был очень ценным. Поэтому часто в песнях жнецов рассказывались различные истории, как пастухи, когда выводили стада на пастбища в росистые поля, слышали песню голосистой жницы в поле, в подножье горы. Старший пастух овец был так заворожен песней, что обещал награду – девять увесистых кусков брынзы, пять мер масла и пять овец с ягнятами тому, кто найдет ему эту девушку. Никто, однако, не согласился, кроме самого молодого пастушка, который и пошел искать девушку и нашел ее. Как доказательство этого, он украл ее косынку. За это он получил обещанные дары – символ плодородия и благоденствия. Косвенно песня подсказывает, что последует любовный сюжет между старшим пастухом овец и девушкой.

Вероятнее всего, много из событий, о которых рассказывается в песнях жнецов – настоящая правда. Но часто эти песни исполняли функцию ритуального благословения плодородия. Самый характерный сюжет – это состязание между жнецами, кто пожнет больше за один день. И обычно залог очень высок. Девушка первой призывала к соревнованию пастуха, и если она победит, то он должен будет отдать ей все свое стадо, а если же победит пастух, то девушка должна будет выйти за него замуж. Еще до полудня оба сумели собрать по впечатляющему количеству снопов – девушка – 300, а пастух – 200. Но когда они взвесили снопы, оказалось, что у парня они тяжелее, и он выиграл заклад. И так, в разгар жатвы, появилась будущая новая семья, которой земля как бы передала свою плодовитость. Так песня рассказывает о первичной связи между женщиной и землей, дарующими жизнь, между жатвой и женитьбой как верховного осуществления надежд о благополучии.

Источник: Болгарское Национальное Радио

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

security code
Введите код написанный выше


busy
 
 Гражданин мира - Портал о туризме и отдыхе.,

Copyright © "Вся Болгария одним кликом" 2006-2010. Для контактов: E-mail: [email protected] Перепечатка материалов сайта разрешается и приветствуется при обязательном указании источника: "FINDBG.RU - Поисковый портал по Болгарии - Болгария одним кликом" и адреса:

Если Вы являетесь правообладателем текстовых или фото материалов портала и против размещения данных материалов на страницах данного сайта свяжитесь по [email protected] и данный материал будет удален.