Хотя христианская церковь чествует дни Святых апостолов Петра и Павла вместе, в народном болгарском календаре эти праздники отмечаются в отдельности – 29 и 30 июня. В фольклорной обрядовости каждый из них связан с различными символами и обычаями.
Согласно народным верованиям, Святой Петр был одним из пяти братьев-молодцев, которые поделили между собой землю и небо при сотворении мира. Святому Петру досталось хранить ключи от рая. Но в народных сказках говорится, что когда-то Святой Петр ходил по земле, среди людей. И, проходя однажды через какое-то село, он увидел, как крестьяне работают в поле. Заметив, насколько тяжек их труд, он решил помочь им жать. Около Петрова дня жатва в разгаре, а в районах, где пшеница созревает раньше, некоторые успевают собрать урожай еще до Петрова дня. Поэтому на этот праздник устраивалась щедрая трапеза жнецам – в знак благодарности, что они завершили быстро и качественно свою работу. Но и те, кто не закончил жать, работают в поле только до обеда, а затем устраивают дома Петровскую трапезу.
Как и на любой другой праздник, на Петров день приготавливали специальное обрядовое «меню». Самым важным кушаньем в этот день был петровский цыпленок. Это знаменовало завершение двухнедельного Петровского поста. В одной из песен, которую девушки из Сливенского края в Южной Болгарии пели когда-то в поле, рассказывается о жатве на Петров день. Молодая девушка – жница спешит вместе со своими девятью деверьями окосить большое семейное поле. Но ближе к полудню, деверья посылают молодую невестку домой приготовить праздничные кушанья. По пути в село она увидела груши-петровки, остановилась и начала собирать плоды. В других песнях к меню прибавляются столь же характерные яблоки-петровки. Это – первые яблоки в новом сезоне, которые присутствовали на праздничной трапезе. Когда женщины шли в церковь в день Святого Петра, они непременно несли яблоки для освящения, как своеобразное жертвоприношение в честь Святого. И каждая женщина раздавала яблоки своим близким и соседям вместе с кусочком обрядового хлеба, который тоже освящался в церкви. Конечно же, на Петровской трапезе присутствовало священное для болгар красное вино. Во многих селах на праздник Петров день устраивались ярмарки.
В отличие от Петра, Святой Павел, согласно народному верованию, не хотел, чтобы в его честь пекли обрядовые хлеба и накрывали столы. Он только хотел, чтобы люди чтили его. Его праздник приходится на 30 июня и называется в Болгарии Павлов день. В фольклорных представлениях Святой Павел связан с огнем – земным огнем и небесным огнем - солнцем. Вот почему бытует поверье, что в этот день нельзя разжигать огонь – чтобы не усиливать и без того жаркое солнце, а и как предохранительную меру против пожара в сухих полях. Таким образом, Павлов день вписывается в череду «огненных праздников» в самые жаркие летние месяцы. Считалось, что на Петров день и Павлов день лето, солнечная сила и сельскохозяйственный сезон достигали своей кульминации. В народных метеорологических прогнозах говорится: «Петровская жара – Никульский мороз», т.е. если на Петров день солнце печет сильно, то на Никулдень – 6 декабря будет очень холодно.
Источник: Болгарское Национальное Радио
|