В традиционной народной культуре знания передавались из поколения в поколения устно. До эпохи болгарского Возрождения – ХVІІІ-ХІХ вв. образование получали только священники. Поэтому в народных загадках и обрядовых гаданиях они представлены символическим образом “белая книга, черное слово”. Этот образ позднее был перенесен на учителей, когда в эпоху Возрождения возникло светское образование.
К фольклорной галерее образованных можно добавить и писаря: “на стуле сидит, пером пишет”. Эти краткие и наглядные определения сочинены по модели загадок, представляющих представителей традиционных ремесел – пастуха, пахаря, рыбака, кузнеца, мельника и др. С помощью загадок, совершая различные обряды, девушки гадали, каков будет их будущий муж. Часто эти лаконические образы подсказывают, как относились жители села к соответствующему занятию. Некоторые определения были шутливыми, другие – поучительными. Где же место посвященного в тайны букв холостяка? “Если учен, то хорошо, если умен – еще лучше” – гласит старая болгарская поговорка. Кроме как в загадках, образ “ученого” холостяка появляется и в обрядовых песнях. Учителю или писарю пели специальную песню. Она начиналась восхвалением образованного холостяка: “О Тодоре слышали, слышали и говорили: “Знает Тодор книгу, книгу большую”. Как-то раз взял Тодор большую книгу и сел читать у окон. В книге записано, который холостяк, какую девушку в жены возьмет, - поется в песне. Такая книга вряд ли когда-нибудь существовала. Но, может быть, песня подсказывает, что молодой парень ищет ответа на волнующий его вопрос. И книга предсказывает, что возьмет он в жены “Тодору - девицу-красавицу”. Далее из песни становится ясно, что девушка тоже образована, и что они предназначены друг для друга. Тодор высылает письмо своей избраннице, в котором просит ее сшить красивое полотенце, а в него завернуть и послать ему букетик – это два традиционных девичьих дара любимому накануне свадьбы. Но на этот раз дары будут только утехой Тодору за несостоявшуюся свадьбу. Родители девушки отказали выдать ее замуж за молодого Тодора, потому что их семьи связаны кумовством – особо почитаемым болгарами некровным родством, которое исключало свадьбы между членами семей. И поэтому Тодор просит у девушки букетик, веселый, как она сама, чтобы, посмотрев на него, прогнать печаль. А подаренное девушкой полотенце Тодор положит перед домашней иконой, чтобы, посмотрев на него, его душа утешилась, - поется в песне. Почему же предсказанная книгой свадьба не состоялась? Может быть, неписанные социальные нормы имели большую силу для болгар, чем написанное в книгах. До эпохи болгарского Возрождения – ХVІІІ-ХІХ вв. литература и образование развивались только в монастырях. В народной песне рассказывается о молодом послушнике, который обучается на священника. Он поет в церковном хоре и читает богослужебные книги, которые хранятся в монастыре. Но как-то раз игумен увидел, что послушник плачет, и спросил его о причине. Тогда молодой парень рассказал, что в одной из книг встретилось ему предсказание, что монастырь будет уничтожен анатолийцами. Еще во множестве народных песен поется, что нашествие османов было предсказано в книге или письме, принесенном птицей. Один из вариантов этого сюжета был документирован в 1888 году в софийском селе Врыбница. В нем рассказывается о царе Костадине, как болгары называли византийского императора Константина. Однажды над его дворцом поднялся серо-белый сокол и принес “белое письмо, черное слово”. Но царь Костадин не сумел прочитать его и позвал на помощь “молодого грека”. Тот тоже не успел прочесть его. Тогда царь велел позвать болгарского попа Николу, и той прочитал письмо. Но, читая его, поп Никола заплакал, потому что в письме было записано предсказание, что кончилось царство Костадина и наступило время турецкого царства. В другой песне все тоже зловещее письмо получил Момчил молодец – воспеваемый во многих народных песнях болгарский феодал с ХІV века, который организовал сопротивление против османского владычества. В песне рассказывается, как Момчил открыл ворота своей крепости, чтобы спрятать в ней болгар и спасти их от рабства. Почему так неизменно песни рассказывают, что зловещее предсказание записано в книге? Может быть, это своеобразная память о ранней болгарской литературной традиции, которая была прервана османским нашествием. До этого, в эпоху Второго болгарского царства /ХІІ-ХІV вв./, развивалась уникальная для своего времени литературная традиция. Деятели эпохи Возрождения и просветители возродили болгарское литературное наследие и память о создателях славянской азбуки – святых братьев Кирилла и Мефодия, праздник в честь которых отмечается 24 мая.
Источник: Болгарское Национальное Радио
|