„По одежке встречают, по уму провожают”, - так поговорка предупреждает о том, насколько важно первое впечатление, создаваемое одеждой. Старинная болгарская народная одежда была настолько богата красками, моделями и деталями, что не могла не радовать взгляд. Она была исключительно разнообразной, потому что каждый район и каждое село имели свою специфическую “моду”.
А общий местный “стиль” имел различные варианты, отражающие возраст, социальное и имущественное состояние каждого жителя. Изготавливаемая вручную девушками и женщинами одежда раскрывала их умение, ловкость, воображение, чувство красоты, кокетство или скромность. Вот почему тема одежды вплетена во множество фольклорных сюжетов.
Трудно поверить, что когда-то каждая женщина вырабатывала собственноручно сложную многопластовую одежду – не только пряла нити и ткала материи, но и вырабатывала богатую вышивку. Этим умениям обучали с самого раннего детства. Ко времени свадьбы каждая девушка успевала приготовить, по меньшей мере, несколько комплектов одежды для себя и своего будущего супруга. Приданое включало и многочисленные ткани для дома, а также рубашки, полотенца и другие материи, которые молодая невестка дарила родственникам на свадьбе и во время других праздничных ритуалов.
Традиционная болгарская одежда состоит из множества элементов, которые дополняют друг друга. Одежда одновременно прикрывала и подчеркивала женские прелести. Пышная вышивка по тонкой хлопчатобумажной рубашке покрывала пазуху, рукава, а также юбку. Изящные плетеные кружева вились над кистями рук и щиколотками. Пышно сложенные или плиссированные юбки оформляли объемную и пластичную нижнюю часть народного костюма. А толстая шерстяная юбка дополнена богатой вышивкой, украшенным или пестротканым фартуком.
И на все это в холодные зимние месяцы надевали красивую верхнюю рубашку из толстой шерстяной ткани со сложным покроем, разукрашенными галунами, пушистой кожаной каймой или вышитой декорацией. И, несмотря на эту многопластовую одежду, стройная фигура и грация были подчеркнуты всегда. Характерное традиционное определение „красивая и нарядная” девушка или невестка, объединяло красивый наряд, изящную фигуру, живую, легкую походку и гордую осанку.
Разумеется, ежедневная одежда была удобной, в то время как праздничные наряды были пышными, богаче украшенными, более сложными как покрой, с многочисленными дополнениями – украшениями, красивым пестрым поясом, вышитыми платочками, сложно оформленными платками и шапочками для головы, пестрыми вязаными носками. В одной песне из Фракийского края рассказывается, как красивая девушка Тойна приоделась и приукрасилась. Когда она проходила по улице, ремесленники широко открывали двери своих мастерских, чтобы привлечь девушку зайти к ним, а кафе закрывались, потому что посетители выходили посмотреть на девушку Тойну. Песня описывает наряд Тойны совсем лаконично. Упомянуты только яркие, но гармонические цвета зеленого и красного «фустана» - это были рубашки из изящного полотна, которые женщины и мужчины одевали под толстую шерстяную одежду. В многопластовой женской национальной одежде сочетались разнообразные цвета и материи. Красное и зеленое были характерны для традиционной болгарской одежды, и присутствовали в различных пропорциях в одежде различных регионов и сел.
Традиция этих цветов была настолько сильной и устоявшейся, что попытки османской власти запретить покоренным болгарам использовать их, были безуспешными. Воспоминание об этом можно обнаружить в песне о султанских приказах с запретом носить девушкам одежду с красными рукавами и зеленым передом. Но в песне «Вида молодая девица» не подчинилась приказу. Она одела зеленую рубашку с красными рукавами и подключилась к хоро в центре села. Увидев ее, судья села сказал, чтобы она носила эту одежду, так как она – ей к лицу. Так, песня хвалит девушку за то, что она победила запрет.
Другим основным цветом болгарской национальной одежды был белый. В сущности, белая рубашка – из хлопка, льна или праздничная из шелка, была распространена во всей Болгарии. Летом она превращалась в основную одежду женщин, так как, обычно, женская «рубашка» доходила до голени. В некоторых районах белое полотно для рубашки украшали полосками или фигурками, чаще всего, красного цвета. В других районах вышивкой пестрели все части белой рубашки, видимые над верхней одеждой – воротник, отвороты, рукава, а у девушек – и нижний край, который виднелся из-под шерстяной юбки.
В Западной Болгарии верхняя одежда была полностью белой, и это породило название «белодрешковци», т.е., в белой одежде. В остальных районах мужчины носили черную или коричневую верхнюю одежду, за что были прозваны «чернодрешковци», т.е., в черной одежде. Но женская верхняя шерстяная одежда была более разнообразной по цвету – черной, красной, зеленой, синей. В песне девичья одежда сравнивается с букетом: синий передник, как фиалка, белая рубашка, как белая роза.
Настоящее «ревю» самой новой и красивой одежды разыгрывалось когда-то во время крупнейших болгарских народных праздников – Пасхи и дня Святого Георгия. После того, как всю зиму создание одежды было основным занятием девушек и молодых невесток, весной наступал момент представить перед всей общественностью свои новые наряды. Их пышность создавала праздничное настроение. А в то же время подсказывала, насколько работяща и искусна девушка в вырабатывании своих нарядов.
В одной песне рассказывается, как холостяк уговаривает свою избранницу одеть пасхальную одежду, чтобы отвести ее на традиционное хоро. И пока девушка будет танцевать, парень будет ею любоваться. К трехдневным Пасхальным хоро когда-то девушки приготавливали три наряда – для каждого праздничного дня. А молодые невестки, вышедшие замуж в последний год, в день Святого Георгия меняли пышный свадебный наряд, который носили до тех пор, новой невестиной одеждой. На Пасху и день Святого Георгия все жители села присоединялись к большому праздничному хоро, или же более пожилые собирались вокруг, чтобы полюбоваться танцами. Но всегда больше всего взглядов привлекали «девичьи хоро», потому что девушки были краше всех одетыми, - поется в народной песне.
Красивую одежду высоко ценили еще с давних времен. Но в песне рассказывается о колебаниях одного холостяка. Он не знает, какую девушку выбрать – самую красивую, самую богатую или самую умную. А мать предупреждает его, что красота и богатство уйдут с годами, а ум – это то, что останется.
Источник: Болгарское Национальное Радио
|