Гражданин мира Болгарские Обычаи и Обряды Тодоров день - народные песни и обычаи
Joomla! Україна

Тодоров день - народные песни и обычаи

PDF Печать E-mail



В болгарском народном календаре первая неделя Великого поста называется Тодорова неделя. Это имя связано с праздником Святого Тодора, который отмечается в субботу и называется в Болгарии Тодоров день.

 

Болгарская православная церковь отмечает чудесное явление Святого Теодора Тирона в 352 году, а первая неделя Великого поста в традиции болгар называется Тодорова неделя, «Тудорица» или «Черная неделя». Отдельные дни этой недели строгого поста имеют любопытные названия - Чистый или Псовый понедельник, Черный вторник, Сумасшедшая среда, Четверг-непоседа, а суббота и до сих пор называется Тодорова суббота, Тудорица или Конская Пасха. Люди верили, что в этот день Святой Тодор одевал девять кожухов, седлал коня и ехал к Богу просить лета.
Самым популярным во всей Болгарии осталось и до сих пор празднование Тодорова дня за здоровье лошадей, поэтому его и называют Конская Пасха. Все мужчины, которые разводят коней, выводили их на ритуальный водопой задолго до восхода солнца. Они заботливо расчесывали их, украшали гривы и хвосты бусинами, лентами, ожерельями из перца – символа плодовитости, а также букетами и целыми венками из вечнозеленой дикой герани и весенней чемерицы. Эта подготовка лошадей к празднику сопровождалась песнями, которые исполняли девушки и молодые невесты. В одной из таких песен рассказывается, как Святой Тодор подковывал своего коня среди весеннего поля. Его сестра помогала ему, вытаскивая из шелковых рукавов золотые подковы и серебряные подковные гвозди. Она наказала Святому Тодору хорошо подковать коня, чтобы объехать на нем все поле и посмотреть, проросли ли уже озимые. А потом набрать цветов, из которых сестра сплетет венки и прибавит их к своим свадебным дарам, чтобы заблестели те как весеннее солнце. Так, песня связывает обновление природы с возобновлением жизненных сил людей, символом чего являются ожидаемая свадьба и будущее продолжение рода. Своей символикой Тодоров день приобщается к ряду шумных народных праздников в честь перехода от зимы к весне.
После приготовления лошадей начинались два конных ритуала. Ими владельцы коней демонстрировали свои умения разводить лихих жеребцов, умение ездить верхом и выносливость. В этих ритуалах участвовали молодые парни – в некоторых районах Болгарии - только женатые, в других – только холостяки. Они выводили лошадей на ровную поляну, определяли награду и начинали состязание. Это было доказательством, что парни готовы вступить в брак. Известный болгарский этнограф с ХІХ века Димитыр Маринов написал по этому поводу следующее: “…лошадь, выигравшая состязание, украшенная венками, шла впереди всех, в сопровождении звуков свирели и барабанов. Все собирались в середине села, и здесь девушки и парни плясали большое хоро, а посередке стояли лошади и ездоки. После хоро все шли к дому победителя, который гарцевал опять впереди всех. Прибыв туда, победившего встречала девушка или невеста с белым котелком пресной воды или вина. В доме парня в этот день был праздник - пожилые угощали, а молодые играли хоро, пели песни и веселились”.

Параллельно с этой мужской обрядовой линией, существовала и чисто женская. Девушки верили, что если на Тодоров день вымыть волосы, то они будут расти здоровыми, густыми и блестящими, как лошадиные гривы и хвосты. Поэтому, пока мужчины соревновались, девушки ритуально мыли волосы. Еще до этого, рано утром женщины месили специальные обрядовые хлебы за здоровье лошадей – часто в форме коня или подковы, затем освящали их в церкви и раздавали их – всадникам и их коням, родным и соседям. В былые времена, совершая этот ритуал, женщины подпрыгивали, брыкались и ржали – это было магическим ритуалом за здоровье и плодовитость коней. Люди также верили, что обряд принесет потомство и молодым невестам. С этой целью в некоторых селах недавно вступившие в брак девушки, одевшись в свадебное платье, обходили дома родственников и раздавали обрядовые хлебцы – кони. Это был один из обычаев, которыми кончался свадебный обрядовый период для невесток и их уже воспринимали как равноправных в общности семейных жен и в семье супруга.
В центральной части Западной Болгарии существует обычай “отговение” или “опрощение” молодых невесток”.
Невестки “годиначки” (годовалки), т.е. вышедшие замуж прошлой зимой, на Тодоров день встают рано. Они соревнуются, которая раньше других испечет обрядовый хлеб и отнесет его на условленное место - церковный двор или часовню. Невестки раскладывали хлеб и начинали церемонию - держа у лба длинное белое полотенце, они кланялись низко три раза - каждая перед своей свекровью. Этим кончалось ритуальное молчание - “говенье” перед свекровью, которое иногда длилось месяцами. Им молодая невестка должна была доказать свое уважение и почтение. Этот ритуал кончался хоро и пением, в котором принимали участие и невестки и свекрови.
В Восточной Болгарии Тодоров день - один из трех дней Великого поста, в который девушки выходили из села, играли, танцевали, бегали по полянам, пели песни, призывающие весну.
Когда-то в Северо-Западной Болгарии в Тодорову неделю незамужние девушки и холостяки выходили за село, подвешивали качели, играли хоро и пели песни, в которых высмеивались ленивые девушки и парни. Вот что поется в одной такой песне: “В эту неделю Тодора нельзя жать, нельзя копать, нельзя ткать и прясть нельзя, а то парни больные лежат, а девушки дорожают - парни на корзину мякины, а девушки - на тысячу корзин”.

Источник: Болгарское Национальное Радио

 
 Гражданин мира - Портал о туризме и отдыхе.,

Copyright © "Вся Болгария одним кликом" 2006-2010. Для контактов: E-mail: [email protected] Перепечатка материалов сайта разрешается и приветствуется при обязательном указании источника: "FINDBG.RU - Поисковый портал по Болгарии - Болгария одним кликом" и адреса:

Если Вы являетесь правообладателем текстовых или фото материалов портала и против размещения данных материалов на страницах данного сайта свяжитесь по [email protected] и данный материал будет удален.