Игнажден
- Григорианский календарь
- 22 декабря
- Церковный календарь
- 20 декабря
Накануне готовится специальный ужин : на столе должны быть сырое зерно и орехи. На хлеб ставят и зажигают свечу. Зерно и часть хлеба сохраняют. Самый характерный обычай для Игнажден - это обряд „полязване”: первый человек, который зашел в дом, называется „полезник”, т.е. полезный для чего-то. Если первый гость добрый, то и год будет добрым. Когда „ полезник” заходит в дом, обязятельно должен принести что-нибудь. Гость непременно садится за стол, ему дарят носки, рубашку и полотенце. Если год был счастливый и плодородный, хозяева приглашают „полезника” и на следующий год. Нерожавшие женщины не работают – не стирают, не вяжут с Игнаждня до Рождества, чтобы роды были легкими.
Коледа
Сочельник (или, как его называют по-болгарски, "Будни вечер", "Малая Коляда") - один из самых устоявшихся семейных обычаев в национальном календаре болгар. Это своеобразный праздник накануне праздника: он весь посвящен приготовлениям к большому празднику - Рождеству Христову, Коляде.
Приготовления касаются и мужчин, и женщин. Мужчины, как правило, собираются группами, режут поросенка к праздничному столу на следующий день и свежуют его. В это время женщины пекут обрядовые хлеба и готовят постные блюда к Сочельнику. А хозяин дома готовит "будник" ("божик") - толстое (обычно дубовое) полено для праздничного очага. Этот "будник" олицетворяет "Молодого Бога", которому предстоит этой ночью возродиться. Когда хозяин входит с ним в дом, то обязательно спрашивает: "Славите ли вы Молодого Бога?", на что следует немедленный ответ: "Славим, славим, добро пожаловать!" В прошлом "будник" даже поливали мирровым маслом и обвивали его белым льняным полотном. Внесение этого полена-символа в дом олицетворяет увеличение урожая и прибавление скота в будущем году. Вечером, когда зажигают очаг (камин), "будник" кладут посередине так, чтобы горел всю ночь.
Очень интересны блюда, которые ставятся на стол этим вечером. Почетное место занимает обрядовый хлеб - "божичник", который замешан на "молчаливой воде" (ее приносят утром девушки с колодца, но при этом они ни с кем не должны обмениваться словами). Это большой круглый обрядовый хлеб, украшенный сверху фигурками, символизирующими стога сена, скот, дом, соху так, чтобы потом, когда его разломают, каждому досталась часть всего этого добра. Отдельно пекутся караваи, которые дарят колядовщикам.
Хозяйка дома готовит к столу нечетное количество постных блюд. Обычно это красный болгарский перец, начиненный зрелой фасолью или рисом, постные голубцы, компот из сушеных фруктов (слив, груш и яблок), фасоль или чечевица, свежие фрукты и орехи. На стол всегда ставят тарелочку с медом, головки чеснока и лука. Особо домовитые хозяйки не пропускают случая поставить на стол и "тыквенник" - слоеный сладкий пирог с начинкой из тыквы. Вообще, чем больше блюд на столе, тем лучше - нужно, чтобы год уродился на славу.
Подобными словами начинается и ужин. После молитвы хозяин дома поднимает обрядовый хлеб и перед тем, как разломить его, наговаривает: "Пусть в новом году уродится все - и хлеб, и виноград, и кукуруза. Пусть хлев будет полон скота. Господь наш, приди к нам и поужинай вместе с нами."
Первый кусок обрядового хлеба ставится перед домашней иконой, часть хлеба идет на корм домашнему скоту, а остальное распределяется между членами семьи. С некоторого времени в хлеб кладут и монету. Кому она попадется, тому в следующем году будет везти во всем. После ужина все уже в ожидании колядовщиков. Праздник Рождество Христово (Коляда) начинается в Болгарии с первых часов после полуночи. Из дома в дом начинают свое шествие колядовщики /”коледари”/, которых все ждут. Это молодые неженатые подростки и парни в возрасте от 12 до 20 лет (иногда и старше). Они одеты в национальные фольклорные костюмы. Все они в бурках и в специальных головных уборах из каракуля ("колпаках"), к которым прикреплен цветок. Каждый имеет при себе длинную разукрашенную пастушью палку с крюком. Она играет особую роль в обрядовых танцах и наговорах.
Обычно сначала колядовщики собираются в дом своего вожака - "станеника". Если поселок велик, то образуются несколько групп колядовщиков, и каждая обходит свой район. Вожак извещает начало обхода ружейным выстрелом. Колядовщики идут от дома к дому и все время поют песни, посвященные Коляде (Молодому Богу, который в эту ночь родился). Их репертуар достаточно разнообразен. Когда, например, колядовщики заходят по пути в дом, то первую песню они посвящают хозяину дома. Затем в следующей песне они отправляют пожелания всем членам семьи от мала до велика. При этом колядовщики постукивают своими палками о землю (почти так же, как это делали друзья Виктора Крама в 4-м фильме о Гарри Поттере). Хозяин дома приглашает парней за стол и угощает их вином и ракией /плодовая водка/. Если в доме есть незамужняя девушка, то она подает вожаку свой специально предназначенный колядовщикам каравай. Вожак, со своей стороны, поднимает высоко каравай и произносит молитву всему дому и призывает к урожаю. Это кульминационный момент в обряде. Кроме караваев, колядовщикам дарят фрукты, часть праздничного пирога, вина, ракии, а в последнее время и денег.
Перед колядовщиками обычно бегут мальчики в возрасте до 12 лет, которые извещают хозяев стуками в дверь, что к ним придут дорогие гости. При этом одни мальчики ("коты") издают кошачьи звуки. Другие мальчики же ("ослы") несут дары колядовщиков.
Наутро все парни собираются у вожака выпить и поесть собранные накануне дары и начинают делить караваи между собой. Часть собранных даров и денег обязательно идет на благотворительность - в церковь или в школу. Каждый берет каравай своей любимой девушки. Если на данный каравай появились соперники, то делают ставки, и кто из парней поставит больше денег, тому каравай и достается. Вечеринка у вожака иногда длится вплоть до следующего утра.
В некоторых краях Болгарии Рождество Христово (Коляду) все еще празднуют по-православному - 7-го января.
Сурва
Праздник очень яркий и красочный, благодаря обычаям и традициям, присущим болгарам. Он начинается еще вечером 31 декабря. Чем богаче уставлен стол, тем плодороднее будет год. Вот почему стол должен ломиться от яств. В середину стола ставят обрядовые караваи, украшенные изображениями виноградных лоз и ульев, нивы и сада. В каравай обязательно кладут монету. Особое место занимает баница (слоеный пирог) с запеченными внутри кизиловыми веточками, каждая из которых символизирует дом и живность, здоровье и успех в учебе. Перед ужином самый старый член семьи кадит тамяном стол, читает молитву и разламывает каравай. Кому достанется монетка, тому будет везти во всем круглый год. А когда в конце дело дойдет и до баницы, то из записочки, вложенной внутрь, становится видно, кому достанется дом, хлев, живность, а кому успех в учебе, в любви или в хозяйстве.
В эту ночь совершается много обрядов с пожеланиями благоденствия. Но с особым нетерпением ждут пожеланий, которые произносят сурвакары - подростки и молодые люди, которые после наступления полуночи отправляются из дома в дом с кизиловыми ветками в руках. Они похлопывают ими хозяев по спине с пожеланиями доброго здоровья, долголетия и всяческих успехов в жизни. Кизиловая веточка, или так называемая «сурвачка», - обязательная принадлежность каждого из сурвакаров.
Первого января свои именины отмечают Васил, Василка, Веселина, Веселин. Потому и день в народе больше известен как Василевдень.
Йордановден (Водици)
Богоявление - один из самых почитаемых праздников в Болгарии. Считается, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана.
Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в храме священники во главе мнололюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу.
Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе "крещеной" воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.
В Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (тех, кто в истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь год здоровьем. Бросание в воду совершается специальными людьми - "хаскарами". Если реки поблизости нет, то обряд совершается у родника или у колодца.
В народе праздники Богоявление и Иванов день называют "Водицы" из-за связи с водой.
В этот день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо Ботева, короткая, но яркая жизнь которого сыграла огромную роль не только в борьбе болгарского народа за свободу, но и в болгарской литературе, истории, культуре.
Ивановден
Этот день посвящается Иоанну Предтече, который проповедовал приход Господа Иисуса Христа. Праздник Ивановдень связан с побратимством, кумовством и вообще с установлением близких (но не родственных) отношений между мужчинами. И в этот день, как и в Богоявление, все опять связано с водой и купанием. Купают в воде всех именников, а также тех парней и девушек, кто уже связан помолвкой.
Принято в Ивановдень идти к кумовьям в гости и нести с собой каравай хлеба, вино и ракию. Следует, как правило, богатое застолье, на котором обычно парни выбирают себе побратимов. Это тоже связано с определенными обрядами. В них активное участие принимают матери этих парней, которые кладут им на головы венчики из самшита, приговаривая: "Самшитовыми братьями будьте отныне до века! Любите и уважайте друг друга, не ругайтесь, но всегда помогайте друг другу в беде!" Так побратимы из дома в дом идут друг к другу в гости и везде этот ритуал повторяется. Все это, конечно, при богатом застолье.
Бабинден
- По григорианскому календарю
- 24 января
- По церковному календарю
- 8 января
На следующий день после Иванова дня в народе отмечают Бабиндень. Это древний праздник, сохранившийся до наших дней с языческих времен. Он посвящен деревенским повивальным бабкам, которые в старину помогали при родах. Обычно воспринимается как своеобразный женский ответ определенно мужским праздникам Богоявление и Ивановдень.
Рано утром к старухе-акушерке идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке помыть себе руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (еще в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - все это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг кверху с наговором, чтобы ребенок женщины бегал и прыгал в крепком здоровьи.
Со своей стороны старуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришел и ребенок, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).
В этот день все женщины собираются на обед к повивальной бабке. Каждая приносит с собой вино, ракию, вареную курицу и обрядовый хлеб и при входе в дом целует хозяйке руку. За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда наполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. На это застолье мужчинам вход воспрещен, но в определенный момент они являются в дом старухи, переодетые волами с рогами с заранее приготовленным ковшом или тележкой, забирают старуху, заталкивают ее в ковш или сажают на тележку и везут ее на реку, где купают в воде. Это обрядовое купание повивальной бабки делается для того, чтобы в новом году она была здоровой и сильной.
Атанасовден
- По григорианскому календарю
- 5 февраля
- По церковному календарю
- 18 января
Принято считать, что это – середина зимы. Святой Атанас – повелитель снегов и морозов. В этот день святой снимает тулуп, надевает шелковую рубаху, идет в лес звать лето. В Северной Болгарии живо верование, будто в этот день рождается чума. Чтобы умилостивить злодейку, готовят специальный хлеб и колят черную курицу. В Тракии женщины готовят обрядный стол из черной курицы, подносят его с кусочком хлеба. В других районах раздают хлеб или булочки с медом. Делают общий сельский Курбан.
Трифоновден
Своими корнями праздник уходит в античные времена, когда болгарские земли населяли племена фракийцев, более всех богов почитавших Диониса - бога вина и виноградных лоз. Пришедшие в VII веке в северо-восточную часть Балканского полуострова предки современных болгар переняли фракийские традиции виноделия и виноградарства. На языческие традиции в народном сознании наложился впоследствии праздник виноградарей.
Это праздник в честь христианского священника Трифона, которого казнили в Никее в 250 году. Согласно легенде, в день казни на все виноградники страны напали насекомые, и виноградари призвали святого Трифона защитить их.
По традиции в этот день подрезали лозы, чтобы получить осенью большой урожай, поэтому святого Трифона в Болгарии и называют Зарезан (Подрезанный). Сейчас День святого Трифона празднуют не только виноградари, но и садовники, огородники и владельцы винных погребов.
14 февраля болгарские хозяйки встают с восходом солнца. Они тушат и обжаривают на сачаке (неглубокой медной сковороде) курицу, начиненную рисом, и наливают в специальный деревянный сосуд - буклицу - домашнее вино. Складывают все вместе с домашним хлебом в новую сумку из шерсти, и хозяин дома, перекинув сумку через плечо, отправляется на виноградники, где уже собираются все остальные мужчины деревни. С этого момента начинается празднование.
После Трифона приходит весна, и у виноградарей уже не будет возможности так отдохнуть и собраться в веселой компании. Поэтому на протяжении трех дней в болгарских селеньях стоит дым коромыслом, идет шумное гулянье. На винограднике мужчины осеняют себя крестом, каждый из них берет садовый нож и отрезает три ветки от трех больших виноградных лоз. Затем, вновь перекрестившись, они выливают принесенное с собой вино на лозы. После этого начинаются выборы короля виноградников. Королю возлагают на голову венец из виноградных лоз, через плечо перекидывают виноградную гирлянду. Он восседает на телеге, которую тянут сами виноградари.
Добравшись до деревни, эта процессия ходит по улицам, останавливаясь перед каждым домом. Хозяйки выносят вино в белом сосуде и предлагают отпить сначала королю, а затем всем участникам процессии. Остатки вина король выплескивает через плечо под всеобщие крики: "Пусть наш урожай будет богатым! Пусть наш дом будет полной чашей!" Король отвечает: "Аминь".
Процессия доходит до дома короля виноградников, где он, переодевшись и оставив венок и гирлянду, усаживается во главе пышно накрытого стола, за который приглашаются все жители деревни. Короля выбирают из зажиточных, чтобы он смог накормить всех в округе. Вино в этот день льется рекой: по поверью, новое вино будет таким же, как то, что подавалось к столу на Трифона Зарезана.
На второй день праздника подают более легкую пищу и в большом количестве - компоты и рассол, чтобы мужчины могли прийти в себя после выпитого накануне. Последующие два дня чтят как дающие защиту от волков. Все это время женщины не режут ножницами, чтобы не дать волчьей пасти открыться, не вяжут, не шьют. Они пекут обрядовый хлеб и кусочки его кладут в корм для скота, чтобы защитить от хищников скотину и людей.
В последнее время, следуя за изменениями в церковном календаре, Праздник Трифона Зарезана стали отмечать 1 февраля. Во многих областях однако праздник продолжают отмечать 14 февраля.
Сирни заговезни /Сырные заговены /Сырница, Масленица
- 17 марта
- По церковному календарю
- Воскресенье за 7 недель до Пасхи
Прощеное воскресение или, как в Болгарии его называют, "Прошка" или "Сирни заговезни", предваряет начало Великого поста перед Пасхой. Еще за неделю до "Прошки" начинаются шествия кукеров - ряженых как звери или традиционные образы (старухи, священника, сборщика налогов, царя). Их образы должны вызывать страх, чтобы все нечистые силы бросились наутек от их танца. Танец кукеров гонит прочь зиму, способствует плодородию и здоровью. Обычно к поясу кукеры прикрепляют тяжелые медные погремушки, которые при тряске издают характерный звук. Общий вес снаряжения кукера иногда доходит до 25-30 кг и более.
В день "Прошки" люди обычно собираются по-семейному. Молодые просят у своих родителей прощения ("прошку") за нанесенные в году обиды и прегрешения, а те им охотно прощают: "Бог простит!" На стол обычно подают слоеный порог ("баницу") и белую халву с орехами. Для детей устраивают особое соревнование - "хамканье": на длинной нитке над столом привязывается кусок халвы или круто сваренное яйцо (без кожуры) и ему задается движение по кругу. Кто из детей первым поймает ртом (без помощи рук) яйцо, тому весь год будет везти. Затем поджигают нитку и по тому, как она горит, гадают об урожае и о погоде в этом году.
Вечером того же дня зажигают большой костер (в течение всей предыдущей недели собирали к нему сухие сучья и траву) и потом парни и девушки перепрыгивают через него. Считается, что после прыжка огонь сжигает зло, которое нас преследовало всю зиму.
Тодоровска неделя /Тодорово воскресенье
- 18-23 марта
- По церковному календарю
- Через неделю после Сырницы
В чистый п о н е д е л ь н и к женщины моют жирную посуду кипятком, стирают и чистят в доме. Готовят еды на неделю вперед, потому что в течение ближайших нескольких дней это запрещается.В т о р н и к называют плохим, черным, сухим, глухим, самым ужасным в году. Надо соблюдать все правила, чтобы избежать засухи, глухоты и проклятий.Сумасшедшую с р е д у посвящают спасению от сумасшествия Обязателен 3-дневный пост, который соблюдается, главным образом, девушками и женщинами. Нужно сходить в церковь и пригласить в дом гостей, но стол должен быть постным.Ч е т в е р г безрассудный. Чтобы люди и животные не разболелись вертячкой, надо соблюдать ритуалы. Женщины не должны делать круговых движений – веретеном, половником и т.д. Следует раздать близким ломти обрядного хлеба и положить его в еду животным. Кусочек этого хлеба надо хранить весь год, он поможет при головокружении.
Тодоровден
Тудорица, или Тодоровдень в Болгарии отмечается в первую субботу после Прощеного воскресения (Сирни заговезни). Праздник посвящен святому великомученику Теодору Тирону (в России имя Теодор, Тодор звучит как Федор).
В этот день лошади радуются особенному почету и уходу. Праздник даже называют Лошадиной Пасхой. Все ритуалы этого дня связаны со здоровьем животного. Рано утром мужчины идут в конюшни, разглаживают спину лошадям, заплетают им гриву и хвост и украшают их полудрагоценными камнями, а некоторые даже натирают лошадь благовониями. Затем ритуально водят лошадей на водопой. Женщины пекут специальный обрядовый хлеб, которым кормят коней. В этот день непременно устраиваются импровизированные скачки (по-болгарски кушии), в которых лучшему наезднику, показавшему умения и качества, вручают приз. К столу, как правило, подают вареную кукурузу.
Баба Марта
Болгары очень красочно празднуют приход весны и дарят друг другу мартеницы в знак ее наступления.
Мартеница - обычай, имеющий древнефракийское происхождение. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда привязывали серебряную или золотую монету. Мартеницы делают женщины накануне праздника. По традиции мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс, верхнюю одежду. Мартеницы носят на теле в течение трех, девяти, 25 дней. Затем их снимают и прячут под камень, вешают на зазеленевшее во дворе плодовое дерево, бросают в реку, закидывают на крышу дома.
Нередко мартеницы носят до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, иногда змею. Спрятав мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки - крупный рогатый скот, паук - разведение ослов. Подобным образом (по наличию на мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве
Святые сорок мучеников
Согласно верованиям, солнце в этот день поворачивается „на лето” и забивает в землю 140 распаленных пик, потому начинается потепление. В этот день выползают из нор, щелей жуки, ящерицы, змеи. Возвращаются аисты.
Для обрядного гонения животных зажигают большой костер, через который нужно прыгать. Можно с заженным факелом, головешкой обходить дом, сад, огород. В этот день запрещено иметь дело с нитками, веревками – не тянуть, не дергать – и, конечно не упоминать в речи змею. |