В конце прошлой недели в городе Перник состоялась встреча любителей маскарадных игр из Болгарии и еще 9 стран. В течение двух дней шествовали более 5 тысяч участников, скрытых за страшными масками и одетых в замысловатые костюмы из кожи и перьев среди оглушительного звона медных бубенцов. Поводом для этого пестрого шествия, собравшего более 25 000 зрителей со всех концов страны, был Международный фестиваль маскарадных игр, который проводится в 17-ый раз.
«Мне очень интересно в Пернике, потому что проводящийся здесь фестиваль – самый масштабный в Болгарии, - поделился 29-летний Георги из с. Лисичево, что в районе г. Пазарджик, Южная Болгария. – Сюда стекаются лучшие маскарадные группы со всей страны. Я приехал сюда впервые, но группа из нашего села участвовала и раньше и даже дважды была удостоена награды». У жюри, в состав которого входили этнологи, была нелегкая задача – выбрать и наградить участников с наиболее аутентичными костюмами, масками, представляющих наиболее точно народные обряды. Фестиваль стимулирует сохранение многообразия старинных местных традиций. В прошлом танец так называемых «кукеров», «сурвакаров», «стариков» и т.д. (или, иначе говоря, ряженых) предшествовал начинающуюся весной сельскохозяйственную работу. Их обрядовый смысл, ранее состоявший в том, чтобы гнать «злых сил», теперь уступает просто развлечению. Но, так или иначе, обычаи продолжают объединять местную общественность. Маскированные исполнители покрываются толстыми кожами, вывернутыми наизнанку – мехом наружу, а на поясе они несут по несколько тяжелых медных бубенцов. Среди гостей фестиваля был итальянский антрополог проф. Чезаре Попи, который исследует маскарадные традиции разных народов, чтобы обнаружить в них самые древние общие корни европейской культуры. Вот что он рассказал в интервью для Радио Болгария: «Я впервые приехал на этот фестиваль два года назад. До этого я долгие годы изучал африканские маски. Когда я увидел фестиваль в г. Перник, первым делом я подумал, что если бы я знал, что в Европе есть такие маски, я бы не поехал в Африку, – подчеркнул проф. Попи. – Здесь я увидел потрясающие вещи. Вы должны сохранить эту традицию и рекламировать ее. Это культурное наследие может стать вашим ценным вкладом в развитие европейской культуры». В фестивальной программе приняли участие более 300 исполнителей из Грузии, Индии, Италии, Македонии, Северной Ирландии, Словении, Черногории, Турции, Сербии. «Я из Северной Греции, из региона г. Драма. Я приехал сюда по многим причинам, - сказал Никос Калцос. – Это интересный обычай, который существует на Балканах и в Европе. С раннего детства я становился свидетелем подобных традиций, когда люди надевали маскарадные костюмы по разным поводам». «Феерия» красок на фоне звона бубенцов, барабанной дроби и музыки разных музыкальных инструментов из близких и дальних стран. Так вкратце можно описать атмосферу, царящую на улицах Перника в минувший уикенд. «Мы – из культурного общества «Абрашевич» из г. Лесковац, Сербия. Меня зовут Братислав Стредисадевич, - представил себя другой участник. – Этот фестиваль удивил нас очень приятно своей пышностью и зрелищностью. Лично я впервые присутствую на нем, но много раз уже приезжал в Болгарию и у меня здесь много друзей». Молодые танцоры из Македонии рассказали, что их участники и маски очень сильно похожи на болгарские, но даже и без этого географического соседства и видимой схожести, француз Пере Брюн нашел общие черты между фестивалем в Пернике и карнавалом во французской области Окситания, в котором он участвует с детских лет: «Однажды, когда я представлял свой фильм о карнавале во Франции, ко мне подошли два человека и рассказали о маскарадных праздниках в Болгарии, - вспоминает Пере Брюн. – Меня заинтриговал этот рассказ и в прошлом году я приехал в Болгарию и побывал на нескольких фестивалях в различных районах страны. Теперь вот я приехал на самый большой фестиваль – перникский. Маскарадные праздники в Болгарии похожи на наш карнавал в Окситании, потому что создают пространства свободы и спонтанности у обычных людей. Эти традиции продолжают существовать в различные эпохи вне зависимости от политической конъюнктуры. Люди участвуют в карнавалах из-за своей внутренней потребности, для самих себя, из-за приятных эмоций». http://www.bnr.bg
|