С культурой Болгарии доисторических времен можно познакомиться в основном через собрания Археологического и Национального исторического музеев в Софии, а также ряда музеев городов Пловдив, Стара-Загора, Нова-Загора, Варна, Русе, Велико-Тырново, Разград, Видин, Бургас. Особый интерес вызывают находки из раскопок Карановского кургана на месте древнего населения в районе города Нова Загора, а также удивительные наскальные рисунки в пещере Магура у с. Рабиша. Остатки культуры эпохи палеолита сохранились в некоторых пещерах гор Стара-Планина и Родопы, а следы культуры эпох палеолита и неолита сохранились на побережве Черного моря от мыса Калиакра на севере, до г. Ахтопол на юге. Большинство находок указывает на высокий уровень обработки первичных материалов: глины, каолина, камня, дерева, бронзы и железа.
С культурой Болгарии доисторических времен можно познакомиться в основном через собрания Археологического и Национального исторического музеев в Софии, а также ряда музеев городов Пловдив, Стара-Загора, Нова-Загора, Варна, Русе, Велико-Тырново, Разград, Видин, Бургас. Особый интерес вызывают находки из раскопок Карановского кургана на месте древнего населения в районе города Нова Загора, а также удивительные наскальные рисунки в пещере Магура у с. Рабиша. Остатки культуры эпохи палеолита сохранились в некоторых пещерах гор Стара-Планина и Родопы, а следы культуры эпох палеолита и неолита сохранились на побережве Черного моря от мыса Калиакра на севере, до г. Ахтопол на юге. Большинство находок указывает на высокий уровень обработки первичных материалов: глины, каолина, камня, дерева, бронзы и железа
Крайне интересными и уникальными являются находки остатков глиняной посуды и других предметов домашнего обихода периода от эпохи неолита до ранней бронзы, в районе г. Нова-Загора. Не случайно Карановский курган, в котором обнаружено семь последовательных археологических культурных пластов, называют " Ноевым ковчегом " европейской цивилизации.
В нем открыты намеки на основные стили будущей средиземноморской архаики, которые с развитием рыночных отношений стали эталоном для всего Древнего мира. Хотницкий клад, обнаруженный среди остатков жилища эпохи позднего энеолита (II половина V тысячелетия до Р. Х.), и безусловно находки из Варненского некрополя (поздний энеолит) являются бесспорным доказательствам существования развитой древней цивилизации на территории Юго-Восточной Европы. Впечатляющими являются также долмены (VIII - VI в. до Р. Х.) в горах Восточные Родопы, Странджа и Сакар, которые дают представление о строительных методах древних фракийцев в эпоху раннего железа. Фракийская культура на болгарских землях представлена исключительно ценными образцами прикладного искусства. Древние фракийцы достигали непревзойденного мастерства в обработке металлов любого естества. Смешивание разнородных металлов при создании одного сосуда, филигранность выделки не могли не вызвать изумления и восторга у исследователей и ценителей старины от Нью-Йорка до Токио. Самыми известными являются Панагюрский золотой и Рогозенский серебряный клады, а также Вылчетрынский клад и крылатый пегас из Свештари и погребальная утварь из фракийских гробниц. Сами гробницы, несмотря на большое эллинское влияние, также являются свидетельством архитектурных пристрастий фракийцев, их эстетических и теологических позиций в эпоху архаики и в аттический период. Особенно впечатляют летящие колесницы из Казанлыкской гробницы и кариатиды из гробницы в Свештари. В последние годы увидели свет новые уникальные находки фракийских древностей благодаря личной инициативе и организаторскому таланту группы археологов, объединенных в Фраколожкую экспедицию по исследованию курганов под руководством Георгия Китова. Их раскопки раскрыли ранее неизвестные нам стороны древнефракийского быта, погребальные и жреческие обычаи, тем самым были вписаны новые станицы в науку фракологию. Было изучено около сотни курганов, обнаружено свыше 30 архитектурных сооружений, свыше 5 тысяч предметов большой научной, художественной и музейной ценности. Интересные исследования в области науки о древних фракийцах принадлежат ученым Александру Фолу, Богдану Богданову, Ивану Маразову. Уже создана огромная по объему литература, посвященная вопросу фракийской древности и эллинизма на Балканах. Согласно Геродоту, фракийцы были вторым по численности и развитию культуры племенем в мире после индусов.
Остатки фракийской, эллинской и римской культур многочисленны. Сохранились, были обнаружены и реставрированы целые городские комплексы: Августа Траяна, Тримонциум, Никополис-ад-Иструм, Пауталия, Акре, Мессемврия, Аполлония и ряд других. Музеи Болгарии в изобилии хранят бытовые, культовые и военные экспонаты, статуи, надгробные стелы и памятники, маски, мозаики и небольшие статуэтки древних божеств, покровителей дома, героев и богов служат украшением музейных экспозиций. Только в подземном слое под столицей Болгария Софией обнаружено свыше 15 гектаров с сохранившимися остатками древней Сердики. В ходе каждого нового строительства в самом центре Софии археологи обнаруживают все новые слои культурных пластов эпохи античности. Многие ученые считали, что культура в центре Балкан являлась вторичной, сателитной древнегреческой культуре. Сохранившиеся памятники являются свидетельством синтеза фракийской эстетики с привнесенной извне. Археологические находки все убедительнее доказывают полную автономность древне фракийской культуре эпохи процветания эгейских полисов (V в. до Р. Х.). Одна треть богов древнегреческого и древнеримского пантеона была заимствована у древних фракийцев - Дионис, Арес (Марс), Загрей, Зевс (Юпитер), Бендида, Гера (Юнона) и др. Древние фракийцы не только обогатили своими богами и героями греческую и римскую мифологии, они дали миру мистерии, фундаментальные культы и часть системы праздников Средиземноморья и Черноморья, которая в редуцированном виде существует и поныне. Каждый городской музей в Болгарии является хранителем множества предметов античности и фрагментов памятников культуры, проливающих свет на мир людей прошлого, на их религиозные, культурные и бытовые потребности. Представляют интерес сохранившиеся амфитеатры и термы, наиболее впечатляющие из них находятся в Пловдиве, Софии и Варне. Многих ученых интересовали вопросы эпох архаики и эллинизма на Балканах, подобные труды начали выходить на болгарском и основных европейских языках с середины XIX в. Этот процесс не прекращается и поныне. Инвазия славян и древних болгар и образование болгарского государства породили новые тенденции в культурном календаре страны. Письменность претерпела изменения под влиянием привнесенной древними болгарами тамговой знаковой системы. Буквы древнегреческого письма применялись редко - в основном в билингвах хроник (двуязычных текстах), а также в текстах, касающихся войн между Восточной Римской империей (Византией) и Болгарией. Расшифровать эти памятники письменности можно лишь частично по причине отсутствия необходимого лексического материала и билингв, а также из за бессистемности самих записей. Большинство изображений по существу петрографичны - т. е. сохранены на камнях. Часть знаков обнаружены на днищах керамической посуды, на терракотовых покрытиях, некоторые сохранились на папирусах и пергаментах из Византии, на арабских свитках, на культовой утвари и боевом снаряжении. Значительный материал обнаружен на месте капищ (культовых и храмовых сооружений древних болгар), в календарных преданиях, песнях и обычаях той эпохи.
Особый интерес представляют золотые и бронзовые находки тех времен: клад из Надь Сент- Миклош, перстни болгарских владетелей, боилов, багаинов и багатур, предметы из захоронений знатных полководцев и канов, меч кана Кубрата, золотая утварь из его захоронения и другие находки. Большая группа ученых посвятила свою жизнь и деятельность изучению этого мало известного слоя нашей культурной истории. Просоветская и прославянская политика на долгое время лишила ученых возможности проведения серьезных исследований. Многие ученые такие как Иван Венедиков, Слави Дончев, Петр Добрев, Йордан Вылчев (и ныне уже покойные Станишев и Сысылов) предоставили мировой науке множество фактов и гипотез о прародине конных племен, их культуре, религии и языке. Тот факт, что именно на Балканах сохранилось название Болгария, говорит о том, что этнос, явившийся из центральных азиатских степей, был сильным и культурно идентифицированным. Остатков славянской культуры сохранилось очень мало, поскольку она обслуживала более поздние родообщинные, этнические группы. Сведения о ней имеются в византийских хрониках и кириллических надписях более позднего периода. Началом нового периода культурной истории Болгарии стало принятие христианства. Наряду с дохристианскими находками из древней столицы Плиска и Мадарским всадником (самый большой древний барельеф в Европе), представляют интерес остатки древних церквей и других сооружений в городе Велики Преслав, во многих городах, расположенных на Черноморском побережье и во внутренних регионах страны, которые возникли на месте древних городов эпохи раннего средневековья. Девятый век, получивший название "Золотого века" болгарской культуры, считается периодом зарождения болгарской литературы. Тогда наряду с переводами основных христианских книг было создано множество похвальных слов, молитв и песнопений. Эмблематичными для национальной культуры являются имена писателя и теолога Черноризца Храбра (некоторые ученые считают, что под этим именем скрывался царь Симеон I), Йоанна Кукузеля Ангелогласного - певца и автора множества прекрасных песнопений, Климента Охридского, Саввы, Наума, Горазда и Ангелария - учеников Кирилла и Мефодия, которые были причислены православной церковью к лику святых за их духовные подвиги. Участие ряда новых этнических групп в образовании болгарской нации придает богатый колорит ее культуре. Сохранилось много праздников, обычаев, песен, волшебных сказок, пословиц и загадок, которые зародили неповторимую, уникальную линию развития в культуре Болгарии и Европы. Интересны раннехристианские монастыри, самым замечательным из которых является Рильский монастырь, основанный в Х в. - твердыня болгарского духа и книжности. Уникально сочетание центрально-азиатских, фракийских и раннехристианских элементов в капителях и колоннах храмов, в градостроительных планах древних крепостей и городов. Это свидетельствует об изяществе вкуса болгарских владетелей, об углубленном и прочном соединение элементов разных культур, исполненном глубокого смысла, без налета нецивилизованного эклектизма, характерного для культур слаборазвитых народов. От периода византийского владычества XI - XII в. остались строения романского стиля, в основном это здания православных храмов. Преобразованные, заново расписанные, эти храмы функционируют и поныне. Культура болгарского царства после Освобождения от византийского владычества поражает своим богатством и уникальной идентичностью. Крепостные стены городов Видин, Червен, Берое, Средец, Асеновград, Белоградчик и других средневековых городов сохранились поныне, их исполььзуют при съемках исторических фильмов. Их изучают учащиеся школ, студенты, археологи, градостроители. Строения впечатляют не столько своими масштабами, сколько исключительным мастерством зодчих и стратегическим вписыванием в ландшафт.
Великолепны фрески церквей и монастырей того времени. Боянскую церковь, которая находится в пригороде Софии, сравнивают с шедеврами Ренессанса, несмотря на то, что она была создана за полтора века до них. Монастыри последователей исихазма возле Иваново, Аладжа монастырь и Бачковский монастырь поражают мастерством строителей, художников и резчиков по дереву, великолепным использованием природных условий при выборе местоположения культовых сооружений. Особенно величественным является исторический комплекс древней столицы Велико Тырново. Холм Царевец поражает своим удивительным градостроительным планом, остатками стен, башен, сооружений быта, своими церквами. Расположенные поблизости церкви и монастыри, комплекс зданий в селе Арбанаси впечатляют своей уникальностью и свидетельствуют о размахе и величии дел болгарских владетелей, о высоком уровне их культуры и мышления. Представляют интерес диаболические, театральные, танцевальные и богомильские сцены, изображенные на фресках болгарских церквей и монастырей. Изображаемые как ересь, эти рисунки - живое свидетельство болгарской культурной истории, неписаный учебник "обратной стороны медали" православия. Впечатляет уровень литературы этого периода. Вошли в историю имена Пресвитера Козьмы и Патриарха Евфимия - духовных и литературных предводителей болгар. Сохранилось множество песнопений того времени, записанных невменными знаками (безлинейное нотное письмо), которые ныне составляют часть репертуара церковных хоров, прославивших Болгарию на весь мир. Старинные маргиналии (пометки на полях старопечатных книг) и списки евангелий также служат украшением многих музеев мира. Самое известное из них - Лондонское четвероевангелие царя Ивана Александра - великолепной калиграфией, красотой заглавных букв, изгибами линий, стилизацией узоров и рисунков соперничают с лучшими мировыми образцами. После того как Болгария очутилась под властью Османской империи, культура страны пришла в упадок. Началось усиленное строительство мечетей и зданий в восточном стиле, часть которых сохранилась до сих пор. В первые десятилетия чужеземного владычества было запрещено строить православные храмы. Позднее было разрешено строительство церквей, вкопанных в землю, чтобы они были не выше турецкого спахии, сидящего верхом на лошади. Каллиграфическое и маргинальное искусство продолжало развиваться только в монастырях, куда не проникло око завоевателей. Списков было очень мало в особенности в первые два века. Строительство новых монастырей началось только в XVII - XVIII в. по специальному разрешению Высокой порты. Стали обособляться школы иконописи, искусства резного украшения алтарей, созидания церквей и монастырей. За рамками канона автокефальной болгарской церкви находился канон греческого православия, который требовал в духе позволения султана, чтобы все надписи на иконах и церковное богослужение были на греческом языке. Борьба за церковную независимость длилась больше века и завершилась завоеванием полной независимости болгарской церкви. Это привело к новому подъему в развитии школ иконописи и резьбы по дереву, самыми известными из которых стали - Тревненская, Дебырская и Банская школы.
Имя Захария Зографа известно каждому болгарину, его учениками был создан новый стиль в иконописи. С церковных икон смотрят лучезарные лица обыкновенных болгар, ктиторов и богатых меценатов. Были воскрешены забытые запрещаемые календарные и церковные праздники, достиг расцвета болгарский обрядный и праздничный фольклор. Слагались песни о героях, борца за освобождение - гайдуках, о труде, о любви, о ратных подвигах, о природе и о Боге. Болгария вступила в эпоху своего Возрождения. Именно тогда увидела свет "История Славяноболгарская" Паисия Хилендарского, взывавшая к исторической памяти болгарина, его национальному самосознанию, гордости, к его духу свободолюбия. Эта небольшая книга в многочисленных списках сделала больше, чем могли бы сделать десятки безуспешных восстаний. До этой книги были известны книги по истории болгарского народа, таких авторов как Блазиус Клейнер и Райно Попович, но они были известны только немногим образованным людям и в изложении событий были крайне неисчерпательными. Одним из переписчиков "Истории Славяноболгарская" был Софроний Врачанский, сам писатель и видный духовный деятель. Отличалась большим своеобразием болгарская архитектура эпохи Национального Возрождения. Поныне сохранилось множество городских кварталов и целых селений, созданных замечательными мастерами зодчества той эпохи. Типичные мощенные камнем улочки, сбегающие по склонам, эркеры на фасадах домов, небольшие окна, цветные стилизованные фигуры на глухих станах, яркая окраска зданий, примкнувших одно к другому - таковы основные черты зодчества того времени. Интерьеры домов поражают теплотой и уютом решений. Земляные пол, маленькие приземистые очаги, резные потолки, низкие двери, деревянные лавки и стен эмблематичны для архитектурного стиля, получившего название "аля франга". Такими городами и селениями являются Копривштица, Тырново, Пловдив, Широка Лыка, Трявна, Габрово, Елена, Котел, Боженцы, Мелник и ряд других населенных пунктов. Эти места любят посещать художники, поэты и музыканты, туда приезжают многочисленные туристы пяти континентов. Особый интерес представляют сохранившиеся старинные ремесла, нагляднее всего представленные в музее художественных ремесел на открытом воздухе. Этыр неподалеку от города Габрово, а также в городах Добрич, Пловдив, Трявна и др. Строительство оригинальных по замыслу зданий и мостов придавало городам эпохи Национального Возрождения неповторимый облик. Всепризнанным мастером зодчества той эпохи был Никола Фичев (Уста - Колю Фичето), сотворивший для будущих поколений исключительные памятники зодчества - церкви и колокольни, уникальные мосты, здания, чешмы (каптированные источники). Крепла новая болгарская литература. Наряду с так называемой "учительской" поэзией и дидактической прозой зарождалась драматургия, выпускались первые болгарские печатные книги и периодика. Следует назвать Добри Чинтулова, Петко Славейков, Любена Каравелова и Георгия Раковского - мастеров поэмы и прозы, Васила Друмева, Крыстьо Пишурки и Добри Войникова - создателей драматических произведений и ряд других деятелей. Гений Ботева явился следствием долгого процесса созревания болгарской интеллигенции того времени. Проба пера была присуща и Апостолу свободы Василу Левскому, который кроме произведений эпистолярного жанра оставил потомкам автобиографическую поэму, интересную своей откровенностью и народностью стиля.
Появились образцы политической сатиры, фельетоны и эпиграммы, лучшим авторам которых был Христо Ботев. Петко Славейков собрал более 150 тысяч народных пословиц и поговорок. Братья Миладиновы, Григор Пырличев и Кузман Шапкарев также занимались записями фольклора македонских болгар, и сами создали замечательные произведения. Культура Болгарии развивалась быстрыми темпами и по причине развития образования - открывались школы, читалишта, гимназии. Васил Априлов в середине XIX в. основал известную Габровскую гимназию, названную позже его именем. Доктор Петер Берон написал первый учебник под названием "Рыбный букварь", появились пособия по разным учебным предметам. Многие болгары стали учиться за границей - в России, Германии, Италии и Франции. После Освобождения перед развитием национальной культуры раскрылся широкий простор и в стране за короткое время появилось множество талантов во всех областях культуры. В литературе взошла звезда Ивана Вазова, Алеко Константинова, Пенчо Славейкова, Захари Стоянова. Иностранцы Верещагин и Мырквичка положили начало становлению реалистической школы в болгарском изобразительном искусстве. Болгария, обращенная к Европе, черпала полными горстями из сокровищницы ее культуры, пытаясь наверстать упущенное. Эпоха символизма, импрессионизма и экспрессионизма породила таких поэтов как Гео Милева, Яворова, Ракитина и Лилиева, художников Николая Райнова, Бориса Георгиева, Сирака Скитника и Ивана Милева, скульптора Андрея Николова, композиторов Панайота Пипкова и Панчо Владигерова. Все эти люди принадлежали к европейской культурной элите. Родилось киноискусство - стараниями Васила и Жаны Гендовых. Театр был обращен к Европе и России. В 1904 году был создан национальный театр, многие труппы выступали с классическим репертуаром, в стране работали крупные режиссеры и актеры, создавалась национальная школа, начинались гастроли на болгарской сцене больших театров. К числу самых талантливых режиссеров принадлежали Гео Милев и Исак Даниел, корифеем драматургии был Иван Вазов, за ним шли Петко Ю. Тодоров и Пейо Яворов. Талант актеров Васила Киркова, Адрианы Будевской и Крыстьо Сарафова в течение многих лет привлекал публику на сцену главного болгарского театра. В период между двумя войнами болгарская культура заново ищет свои корни после увлечений модернистскими течениями Европы. Появляются темы деревни, городского быта, праздников и будней современного болгарина, его душевности. Это период развития науки. Созданная Академия наук привлекает многих ученых, которые специализировались в Европе и Америке и своими научными трудами и исследованиями внесли ценный вклад в развитие академической мысли в Болгарии. Софийский университет долгое время был единственной высшей школой страны. Качество обучения в нем было неоспоримо высоким эрудиция преподавателей - блестящей.
Прозаики Йордан Йовков и Елин Пелин, поэты Вапцаров и Багряна, драматурги Костов и Стоянов, живописцы Владимир Димитров - Майстора и Кирил Цонев, скульптор Фунев, режиссеры Сырчаджиев и Дановски - лишь небольшая часть представителей болгарской культуры того времени, составляющих гордость нации. В городской архитектуре стиль сецессион уступает место стилю баухауз, города по своим градостроительным планам догоняют Европу, появляются типичные кафе и культурные центры, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки. Среди собирателей фольклора блестят яркие имена Михаила Арнаудова, Константина Загорова и Ивана Хаджийского. Послевоенный период отмечен появлением так называемого "социалистического реализма". Характерными чертами социалистического искусства в течение 45 лет являлись героизация, тезисность и идеологизация. Концентрация средств в руках государства сыграла положительную роль в том смысле, что эти средства были направлены на развитие культуры. Появляются значительные произведения во всех видах и жанрах искусств. Получают развитие редкие виды искусства, такие как пантонима, кукольный театр, эстрада, цирк добивается мировых достижений. На подъеме было любительское творчество. Болгария в полном смысле слова стала республикой самодеятельности. Организовывались праздники песни, фестивали, фольклор был объявлен национальной ценностью. Высокое международное признание получила болгарская оперная школа. Имена Бориса Христова, Николая Гяурова, Райны Кабаиванской и Гены Димитровой подолгу задерживаются на афишах театров Ла Скала и Метрополитен-опера. Развивались физическая культура, спорт и туризм. Во многих видах спорта была создана хорошая школа. Болгары выигрывали золотые медали на олимпиадах, на первенствах мира и Европы. Самых больших успехов спортсмены Болгарии добивались в тяжелой атлетике, борьбе, легкой атлетике, художественной гимнастике, спортивной стрельбе и альпинизме. После 10 ноября 1989 года исчезли идеологические барьеры, которые были воздвигнуты перед болгарскими культурными деятелями и актерами. Свобода слова, отсутствие цензуры дали новый импульс развитию культуры, ее деятели теперь могут свободно ездить по всему миру, прославляя свою родину далеко за ее пределами. "Мистерия болгарских голосов", Детский радио-хор, Болгарская народная опера, такие мастера культуры Кристо, Георгий Марков, Милчо Левиев, Эди Казасян уже не числятся диссидентами, а часть нашей культурной идентичности, нашего облика открыты миру. В области популярной музыки появились новые имена. Нынче Симеон Штерев, Любомир Денев и Феодосий Спасов известны мировой музыкальной элите; Стефан Данаилов занял место среди звезд европейского кино; новая волна театральной режиссуры завладела европейскими сценами. Димитр Чочев, Александр Морфов и Теди Москов стали топрежиссерами Старого континента. Печать, радио и телевидение в Болгарии государственные и частные. В стране выходят 15 ежедневных газет, свыше 30 еженедельников и целый ряд периодических изданий. Национальное радио ведет вещание на средних, ультракоротких и коротких радиоволнах, частные радиостанции есть почти во всех городах страны. Кроме Национального телевидения и bTV, в стране существует много частных эфирных телеканалов и кабельных телекомпаний. Имеется также множество видеоклубов. В каждом городе есть исторический музей, школы, гимназии, читалишта, дома культуры, библиотеки. Везде есть кинотеатры, а в более крупных городах - театры. Небольшая часть из них - государственные, большинство - муниципальные, растет число частных трупп. В стране есть государственный цирк, а также множество частных шапито. Работают кукольные театры, театры оперы, оперетты балетные труппы, театры пантонимы, кафе-театры, театры варьете, ночные и музыкальные клубы. Сохранение самобытной культуры Болгарии - проблема нынешнего дня. Для музыкального фольклора, например, типичны неравнодольные размеры, дискантное пение, двухголосное и трехголосное пение. Одной из больших задач, состоящей перед современными мастерами культуры, является возвращение к народным истокам, к изучению и обработке тем из тысячелетней сокровищницы болгарскою народного творчества. Эта дорога ведет к обетованной земле сохранения национального достояния, которое показывает миру подлинный облик Болгарии - страны, где живет древний, талантливый и достойный народ. |